Язычество

Религии древних

Главная мифы Америки Этническое и религиозное начало



Этническое и религиозное начало

этническое и религиозное начало

КОРЕННЫЕ жители Северной Америки не вели летописей, а письменное изложение исторических событий европейцами началось только смомента прибытия Колумба в 1492 г. Конечно, индейцы сохраняют устные свидетельства и изложения своей веры и обычаев, но они не придерживаются строгой последовательности исторических событий, а описания, выполненные европейцами, грешат фрагментарностью и искажениями. Вследствие этих причин невозможно реконструировать историю культуры зуни или шошонов на протяжении долгого периода времени, как это было сделано, к примеру, с историей Древней Греции или Рима. Наиболее ранние документы, относящиеся к племени зуни, датированы 1540 г., а сами представители племени довольно неохотно рассказывали о себе посторонним людям. В отношении шошонов детальная информация существует только с начала XIX столетия. Столь же скудны сведения и об остальных племенах Северной Америки. Несмотря на обилие опубликованных за последнее столетие монографий, мы все еще не знаем полной истории развития религий американских индейцев. Тем не менее общее знание исторического и культурного фона религий индейцев Северной Америки может помочь исследовать религиозные отличия между шошонами и зуни.

Происхождение туземных американцев объясняется миграцией групп людей из Северо-Восточной Азии на Аляску и Канаду примерно 60 000— 30 000 лет назад. В тот период обширных ледников уровень моря был много ниже, чем в настоящее время, и восток Сибири и Аляска образовывали единый континент. Прибывшие группы могли проследовать далее через свободные от ледников долины, такие, как долина Маккензи, в районы с более мягким климатом и высокими прериями, где в изобилии водилась крупная дичь. Иммигранты проникали в глубь Американского континента, и уже к началу 8000 г. до н.э. они продвинулись от северных районов Америки к самой южной точке Южной Америки, к штормовым ветрам о. Огненная Земля.

Кто были эти первопроходцы, предки американских индейцев? Вероятнее всего, это были представители боковой ветви протомонголоидной популяции, обитавшей в северо-восточной части Азии. Точные свидетельства их родства с более поздними лингвистическими корнями и археологическими останками в Азии пока еще не обнаружены, но их культурное наследие в Северной Америке указывает на то, что они принадлежат к довольно однородной приполярной и приарктической культуре, охватывающей территорию от Скандинавии через север России до Сибири. Неудивительно, что религиозные особенности исторически связанных народов в рамках этой широкой культуры почти идентичны. Так, например, охотничьи табу, анималистический ритуализм (обряды с вовлечением животных), вера в духов и шаманизм являются общими чертами для таких географически удаленных народов, как саами Северной Европы, самоеды Северной Азии и алгонкины Восточной Канады. Даже мифы имеют сходство в приполярных регионах Нового и Старого Света. Если рассмотреть приполярную формацию в эволюционном контексте, то она, несомненно, имеет свои религиозные начала в абориги-нальной Северной Америке1. Иммиграция этих групп в Америку происходила в течение нескольких тысячелетий. Последними переселенцами из Северо-Восточной Азии были, вероятно, атапаскские индейцы, проживающие ныне на территории Канады и Аляски, отдельные группы которых могли также достичь юго-западных областей, где их потомки сейчас называются апачами и навахами. Атапаски, вероятно, относятся к синотибетской языковой группе, и они могли принести с собой религиозные идеи и ритуалы, восходящие к китайскому священному монашеству и тибетскому ламаизму. Их первобытной идеологией была религия охотников, модифицированная матрилинейными обрядами, такими, как обряды полового созревания девушек.

Однако общая картина североазиатского происхождения коренных американцев размывается из-за недостатка точного знания о том, когда и как отдельные группы переселились в конкретные районы и почему они сохранили определенные общие черты культуры наряду с развитием других, свойственных только им. К примеру, одной из общих черт, присущих в той или иной степени всем американским племенам, является первичная охотничья религия, пришедшая с первыми иммигрантами в Северную Америку. Но остается много интригующих и невыясненных вопросов о происхождении различных культур и об их отношении к другим культурам. Интересна гипотеза относительно происхождения тотемных шестов индейцев северо-западного побережья, которые сравнивались с ритуальными шестами, обнаруженными у народов южного региона Тихого океана и у майори Новой Зеландии. Некоторые ученые считают, что сходство этих культурологических предметов указывает на их общее тихоокеанское происхождение, но большинство американских антропологов отвергают эту гипотезу. С той же долей вероятности можно предполагать, что тотемные шесты (как и мифы, проявляющие сходство с полинезийской мифологией) возникли в Северной Америке независимо от влияния тихоокеанского региона.

Обсуждение тихоокеанских корней некоторых религиозных черт становится более уместным, когда мы рассматриваем происхождение земледельческой религиозной идеологии вследствие более очевидных параллелей между земледельческими ритуалами Старого и Нового Света. В отличие от сохранения охотничьего уклада жизни на северной и южной оконечностях двух Америк (несомненно, под влиянием климатических условий), начиная с 5000 г. до н.э. в срединных и тропических районах американских материков развиваются маисоводство (кукурузоводство) и выращивание маниоки. Антропологи сходятся во мнении об исконном происхождении и развитии агрикультуры в Америке, но картина осложняется тем фактом, что американские религиозные идеи и ритуалы, относящиеся к земледелию, весьма сходны с идеями и ритуалами Старого Света.

В самом деле, одни и те же мифы, связанные с агрикультурой, появляются в обоих полушариях. Одним из примеров является американская легенда о Маисовой Деве, чей уход из мира людей вызывает исчезновение растительной пищи и чье возвращение после долгого отсутствия приносит обильные урожаи. Можно прочертить параллель между этой легендой и мифом об улетающей и возвращающейся богине плодородия в Европе и на Среднем Востоке. Можно, однако, оспаривать правомерность этой параллели, говоря, что эта легенда просто описывает смену сезонов земледельческого года и могла возникнуть в обоих полушариях независимо. Тем не менее, каким бы ни было происхождение земледельческой культуры Америки, отметим, что религиозная картина, связанная с земледелием, распространилась по всей территории юга Северной Америки и севера Южной Америки.

Конечным результатом долгой истории миграции народов и развития культур на обоих американских континентах является существование двух контрастирующих религиозных ориентаций: старых охотничьих религий и новых земледельческих. В общих чертах эти две религиозные структуры характеризуются следующими свойствами.

ОХОТНИЧЬЯ РЕЛИГИЯ                                                            ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Анималистический ритуализм                                                  Обряды дождя и плодородия

Поиски духовной силы (поиски видений)                             Жреческие ритуалы

Верховный Бог с мужской сущностью                                     Богини и боги

Ежегодный ритуал обновления мира                           Годичный цикл обрядов плодородия

Малое количество стационарных культовых мест           Ритуализм знахарских союзов

Шаманизм

Жизнь после смерти на небесах                                                 Жизнь после смерти под землей

или за горизонтом                                                                               или в облаках

Конечно, это лишь идеальная модель. Каждое американское племя имеет определенный набор черт, свойственных первой или второй религиозной системе, или, довольно часто, смешивает их. Дальнейшее рассмотрение религий шошонов и зуни проиллюстрирует «типичные» случаи этих двух видов религиозной ориентации.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - Н

· НАБУ, в аккадской мифологии бог писцового искусства и мудрости, покровитель писцов. К рангу высших божеств причисляется и как писец таблиц судеб. · НАГУАЛЬ, в мифах ацтеков дух двойник, покровитель новорожденного. Обычно его представляли в виде какого либо животного

Подробнее

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Друиды

News image

Важная роль в управлении делами племени принадлежала жреческому сословию — друидам. Не случайно кельтскую религию часто называют друидизмом. Почти на всех античных авторов служители кельтских ку...

Космология майя

Согласно мифам майя, вселенная состояла из 13 небесных и 9 подземных миров. Имена обитавших в них божеств точно неизвестны. Боги — повелители небес (Ошлахун-Ти-Ку) постоянно вр...

Авторизация



Археология:

Язык «Валесовой книги»

News image

Лингвистический анализ был проведен Л. П. Жуковской по тексту «фотографии» дощечки 16, а затем наиболее ра...

В Египте обнаружили древний подземный город

News image

В Восточной дельте Нила в Египте австрийские археологи обнаружили подземный город. Город носил название Аварис и бы...

Уникальная археологическая находка: “Карта Создателя”

News image

Находка, сделанная учеными Башкирии, противоречит традиционным представлениям об истории человечества. На каменную плиту, возраст которой пр...

Славянские руны

News image

Пеpвые доводы в пользy сyществования славянского pyнического письма были выдвинyты еще в начале пpош...


Боги и духи славян:

Ярило – славянский бог солнца

News image

Ярило – бог Солнца в славянской мифологии, которого некоторые исследователи относят исключительно к ритуальным персонажам. Он ярый и буйный бог возрождающегося весеннего солнца и плодо...

Бог Овсень

News image

У Овсень был старший брат по имени Коляда. Люди всегда чествовали этих братьев в один сезон, то есть зимой. В начале, праздновали Коляду, после чего лю...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...