Культ Гражданской общины

культ гражданской общины

Гражданская община в целом имела свои, общие для всего населения Рима, культы. У Рима было свое священное лерепо — смоковница, под которой волчица кормила Ромула и Рема. Смоковница была тесно связана с благополучием города, если какая-либо ветвь увядала, это считалось дурным предзнаменованием. На Капитолии рос священный луб, которому, по преданию, Ромул принес в жертву первое вооружение, снятое им с убитого военачальника врагов, посвятин его Юпитеру Феретрию. Па Ватиканском холме почитался священный каменный дуб. более древний, чем сам Рим. У Рима был свой священный очаг — Веста, который охраняли жрицы — весталки. Каждый год в первый день марта в святилище Весты с особыми церемониями зажигался новый огонь. Так фамильные очаги, очаги курий и римский священный очаг связывались воедино. Это символизировало и подчеркивало единство святынь гражданской общины и всех ее членов. Главкой в этом единстве была гражданская община, и н древние времена верховным жрецом всегда был царь. Сохранился обычай, по которому раз в год весталки приходили к царю и призывали его к бдительности. Возможно, царь был верховным жрецом Весты, так же как глава фамилии — фамильного очага.

Общинной святыней гражданской общины были Пенаты, по преданию, привезенные из Трои Энеем. Они хранились в глубокой тайне, приближаться к ним могли только жрецы. Нельзя сказать, с какими богами их можно отождествить.

Один из древнейших богов — Консус — был богом подземного хранилища, заготовленного на зиму зерна. В его культе сохранились отголоски древнейших бремен, когда зерно, собранное с общинных земель, поступало п общее пользование и распределялось между гражданами.

В жилище царя находилось святилище Земли и там же помешался центр коллегии Арвальских братьев, в которую по легенде первоначально входили 11 братьев и 12-ый — Ромул. Ежегодно эта коллегия устраивала торжественный праздник в городе и в роще Деа Диа, который сопровождался очиститслъпим обходом границ, жертвоприношениями, ритуальной трапезой и различными состязаниями. Целью этого священнодействия было благополучие осей римской общины.

Вас может заинтересовать:  Слияние культов в одну общую религию

Тесно связан с общинным характером Древнего Рима бог Квирин, которого впоследствии отождествили с основателем города Ромулом. Первоначально это был бог сабинян, а римляне понимали его как другую ипостась воинственного Марса — Марса мирного, покоящегося. Имя Квирина восходит к тому же корню, что и слово курия (coviria — собрание мужей). Поэтому современные исследователи считают, что Квирин был богом народного собрания римлян. Есть упоминание о том, что перед храмом Квирина росли два священных мирта, один из которых олицетворял сенат, а другой — плебс. Объединялся Квирин также с Янусом. По легенде, царь Нума воздвиг храм Янусу Квирину, который символизировал связь войны и мира. Формула объявления войны содержала призыв к Янусу Квирину. В общем смысле связь этих двух богов отражала связь космического порядка с порядком римской общины.

Таким образом, наиболее значимые и древние римские культы были в основном культами общин — фамильной, соседской и гражданской. Боги и культы, господствовавшие в древнейшем Риме, были порождены общинным строем и долго сохранялись в некоторых провинциальных областях. Они были отправной точкой дальнейшего развития религии римского мира, эволюции всех областей жизни Древнего Рима, которые развивались с разной интенсивностью, но в одном направлении. Римская религия никогда не знала длительного периода стройного, упорядоченного существования, в отличие от религии Древней Греции. Но она интересна тем, что в ее культах сохранились отголоски очень старых представлений людей о мире.

Похожие записи

Вас может заинтересовать:  Направленность Римской Религии на коллектив

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *