О влиянии древнегреческой культуры на пантеон римских богов

Очевидно, что греческая религиозная традиция наложила большой отпечаток на пантеон римских богов, если не сказать больше. Об этом свидетельствует то, насколько сильно соответствуют функции и характеры некоторых греческих и римских богов, отличающихся друг от друга разве что именем. Некоторые римские боги берут свое начало из более древних преданий, пронизанных идеей о божественной силе природы, и потому были самобытными. Однако, потом, уже сформированные, оказались под сильным влиянием Греции, когда та к 5-6-му веку до нашей эры переживала расцвет эллинской культуры. Грубо говоря, в определенный момент божественный пантеон Рима не выдержал конкуренции с Грецией, так как носители обоих культур находились в активной взаимосвязи друг с другом.

Ярким примером того, как Греция «проникала» в Рим, служит деятельность Ливия Андроника, римского автора третьего века до нашей эры, который первым перевел «Одиссея» Гомера на латынь. Впоследствии Ливий (да и много других римских авторов) и сам заимствовал для своих текстов романтизированных греческих богов, а вскоре в пантеон Рима перекочевали новые и наиболее яркие представители греческой мифологии, например Аполлон и Эскулап. Таким метаморфозам способствовала открытость римлян ко всему новому и в определенной мере практичность, поскольку впустив, таким образом, в свою религию свежую «кровь», Рим становится более привлекательным в глазах некоторых народов, что для расширяющейся империи крайне важно.

Облегчала «скрещивание» религий и общая для обеих культур политеистическая концепция. И в Греции, и в Риме боги имели много общего с людскими качествами: начиная с внешнего вида, заканчивая низменными страстями. Поэтому римляне считали, что ничего страшного не произойдет, если они возьмут нескольких греческих богов, адаптируют их под такой же средиземноморский, но несколько иной «климат» и безболезненно интегрируют в свой пантеон богов. Что касается изменений черт и качеств богов, то тут римлянам предоставлялась полная свобода действия, так как важно было, чтобы новые боги (как и измененные старые) «прижились».

Вас может заинтересовать:  История Вирбия и Дианы

Как известно, у города Рима есть своя легенда происхождения, согласно которой, если бы волчица не вскормила оказавшихся на произвол судьбы близнецов Ромулу и Рема, то город и некем было бы основывать. Все по тем же преданиям, братья были детьми бога Марс и весталки Реи, что является одним из первых упоминаний персонажей римской мифологии. То есть своя мифология однозначно была, однако теперь её сложно отделить от заимствованных элементов.

И древние греки, и древние римляне с одинаковой важностью отдавали почести богам, покровительствующим урожаю, семье, дому, а также природным стихиям. Однако, у обоих были боги, которые заслуживали специального внимания. Если жители Афин особенно чтили и строили храмы для богини Афины, то в Олимпии проводили Олимпийские игры в честь Зевса, главного бога-олимпийца. Вместе со своим характером в новый римский пантеон боги перенесли и свою высокую значимость. Так Афина стала Минервой, богиней мудрости и войны, а Зевс – Юпитером, богом неба и всего сущего. Наиболее важными римскими богами также стали: Венера (богиня красоты, как и греческая Афродита), Меркурий (бог торговли, как греческий Гермес), Церера (богиня плодородия, как и греческая Деметра), Нептун (бог моря, как и Посейдон в Греции) и многие другие.

Что может быть принципиальным отличием в пантеонах древнегреческих и древнеримских богов? Кончено, даже несмотря на сильное влияние греческой культуры, общего у этих систем верований не так много. Но главное, боги греческого пантеона живут относительно организованно, даже дружно, в то время, как римским богам присуща безалаберность, что, наверняка, отражает ментальность народа, принявшего этих героев.