Язычество

Религии древних

Главная Саамы Символы в изображениях



Символы в изображениях

символы в изображениях

Наскальные изображения отражают охотничье-рыболовецкие занятия оставившего их населения и явно связаны с соответствующими формами культов: это изображения человеческих фигур, животных, лодок, охотничьих луков, ряд абстрактных фигур, которые можно толковать, как символы солнца и т.д. На некоторых бубнах можно видеть и отражение саамских представлений о трехмерности мироздания. Письменные источники, на которые можно было бы опереться при реконструкции саамских верований, довольно поздние и относятся преимущественно к западным саамам. Это - судебные протоколы, в основном XVII-XVIII вв., связанные с рассмотрением дел о саамских колдунах и их деятельности. Показания обвиняемых нельзя считать достаточно соответствующими реалиям, к тому же они отражают и тенденциозность писцов. Более надежны записки христианских священнослужителей, работавших в саамских приходах. Составлялись они в значительной мере благодаря запросам шведской Коллегии древностей, основанной в 1667 г. Именно на основе этих материалов была написана И. Шеффером, профессором Упсальского университета, его Лаппония (1673 г.), остающаяся до наших дней ценнейшим источником по саамской культуре. Стоит упомянуть, что К. Ганандер в свое время опубликовал притчу о финской мифологии (Mythologia Fennica, 1789), где он привел список имен саамской мифологии. Сведения о религии Кольских саамов относятся лишь к концу XIX - началу XX в. и основаны на полевых материалах того времени. Определенный вклад в это внесли финские пасторы (Я. Фельман, Л. Лестадиус), но основная роль принадлежит Н. Харузину, который считается классиком в этой области. Его основная работа (Харузин, 1890) до сих пор мало известна западным исследователям (Pentikainen, 1994. S. 133). Следует оговорить, что и большинство западных исследований, посвященных саамской религии, не затрагивают верований кольских саамов, исключение составляет, видимо, только труд финляндского религиеведа Уно Харва (Harva, 1915).

Определенная часть дохристианских верований была, видимо, однотипной у всех групп саамов, как, например, представления о трех частях мироздания - верхнем, среднем и нижнем мирах. Нижний, потусторонний мир, где жили души умерших и духи-покровители, восточные саамы называли Туот-илмби, т.е другой мир , западные - Ямиэай-муо, Ябмеаймо. Этот мир находился под землей, хотя есть записи, сделанные у восточных саамов, что мир мертвых был, напротив, на небе, среди звезд, причем люди, погибшие насильственной смертью, уходили в северное сияние, которое и возникло из крови этих жертв (Pentikainen, 1994. S. 151). Средний мир был земным, где жили люди и животные, а верхний - небо - принадлежал божествам. При этом у всех саамов существовало представление о том, что неподвижная Полярная звезда служила опорой, державшей небо, видимо, с помощью столба или дерева. На это указывают ее названия, в переводе означающие столп мира , столп неба и т.п. Как уже упомянуто, трехмерный мир четко изображен на ряде шаманских бубнов, однако толкование этих изображений в определенной мере гипотетично, так как достоверных материалов, полученных от самих саамов, об этом нет.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - Д

· ДАГОН (финик.), Даган (угарит., аккад.), бог изобилия, покровитель земледелия, податель пищи, сын неба и земли, брат ИЛУ

Подробнее

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Кормление солнца индейцами чибча

Бог Солнца Суэ и его супруга — богиня Луны Чиа — особо почитались у муисков. Солнце полагалось кормить человеческой плотью и кровью — иначе мог на...

Сущность и примеры фетишизма

News image

Фетишизм является первичной формой религии, так называемой проторелигией. Он представляет собой культ первобытных племен материальным предметам естественного и искусственного происхождения, которые наделяются сверхъестественными силами. Фетиш...

Авторизация



Археология:

Археологические культуры славян как источник поиска славянск

News image

Археологические поиски ведутся в последние десятилетия на основе теории об автохтонности славян (автохтон – коренной жи...

Славянские рукописные книги

News image

В старину не случайно говорили, что от списывания книг трое благо получишь: первое - от...

В Агсуинском районе откопали город

News image

В Агсуинском районе Азербайджана начаты широкомасштабные археологические исследования под руководством доктора исторических наук Гафара Джабиева. Пр...

Археологические находки

News image

Археологические находки также подтверждают существование у славян особых знаков для счета и гадания. Они возникли пр...


Боги и духи славян:

Дивий, Див

News image

Память о данном невероятном и сказочном божестве для нас смогли сохранить слова как «удивление» и «диво», точнее что-то прекрасное, чудесное, то, что просто вызывает изумление. ...

Богиня Зимы Морена

News image

Самым могучим и грозным божеством считают Морану (Морена, Мара). Именно она – жена Кощея, дочь Лады и Богиня Смерти и Зимы. Также, древние славяне наз...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...