Религия бушменов и пигмеев

Наиболее архаические формы социально-экономических отношений, а также религии сохранились у южноафриканских кочевых племен охотников-бушменов. Их своеобразная социальная организация, религия и культура были почти полностью уничтожены европейскими колонизаторами. Поэтому сведения о религии бушменов базируются на описаниях, составленных европейскими миссионерами и путешественниками.

Бушмены верили в загробную жизнь и очень боялись покойников. Исследователи-этнографы отмечали следы магических верований у бушменских племен, а также отчетливо видные следы тотемизма. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные изображения полулюдей-полуживотных, мифы, в которых животные превращались в людей и наоборот, названия родов именами животных.

В отличие от других африканских народов, у бушменов не было культа предков, а наиболее характерной особенностью их религиозных воззрений был охотничий промысловый культ. Молитвы о даровании удачной охоты возносились солнцу, звездам и различным сверхъестественным существам, в том числе кузнечику Цагну, который носил то же имя, что и небесный дух, считавшийся создателем земли и людей (в переводе «Цагн» означает «господин»). По-видимому, Цагн — один из главных персонажей бушменских мифов — соединял в себе черты тотема, культурного героя и высшего существа. В одной из легенд описывается его борьба со слонами:

«Как-то Цагн отправился за медом, взяв с собой маленькую газель. Цагн выкапывал мед диких пчел, а маленькая газель сидела наверху на куче земли, выброшенной из норы. Мимо проходили слоны, и слониха посадила себе на спину маленькую газель и унесла ее…

И вот он (Цагн) отправился в путь. Поднявшись на холм, он заметил дома слонов и увидел маленькую газель, игравшую с детьми слонов. Он обрадовался и воскликнул: Моя Катгау здесь, вон она играет среди детей слонов!

Но пока он спускался с холма, слоны заметили его. Слониха подбежала к маленькой газели, схватила ее и проглотила. Затем она села возле дома и стала ждать Цагна. Цагн подошел к ней и спросил, где маленькая газель. Слониха ответила, что у нее нет маленькой газели. Но Цагн сказал, что он все видел: только что малыш играл здесь, а потом слониха его проглотила. Слониха должна отдать ему ребенка, так как сестра очень рассердилась на него.

Вас может заинтересовать:  Религиозный тотемизм

Слониха же не хотела отдавать маленькую газель. Тогда Цагн заявил, что сделает так, чтобы ребенок вылез. Как же ты ухитришься вытащить ребенка? — спросила слониха. Цагн сказал: Я войду в твой рот’.’ Но слониха ответила, что она его выплюнет. Тогда Цагн сказал, что он заберется ей под ноготь, а слониха ответила, что она его вытащит.

Пока они так сидели и разговаривали, их обступили другие слоны и наставили на Цагна свои бивни. Тогда Цагн вошел в пупок слонихи, добрался до маленькой газели, которая была там внутри, завернул ее в шкуру и повесил эту шкуру через плечо. А слоны все стояли вокруг слонихи и ждали, когда Цагн будет вытаскивать маленькую газель, чтобы забить его до смерти. Цагн разрезал внутренности слонихи и, пока слоны ждали его у пупка, вышел через хобот слонихи, неся на спине маленькую газель. Слониха упала мертвой. Тут один из слонов сказал: Цагн прошел по голове нашей подруги’; И они стали теснить Цагна, собираясь убить его.

Тогда Цагн взлетел вместе с маленькой газелью и сказал: Разве можете вы со мной сравниться? Ведь я — Цагн, я -— колдун, вы не можете со мной соперничать, а вы пытались украсть у меня малыша! И он отправился домой»*.

Как и бушмены, сохранили свой традиционный уклад охотников и собирателей племена пигмеев, проживающие в Центральной Африке. Важнейшие религиозные воззрения их связывались с охотой. Основным объектом их почитания был лесной дух, хозяин дичи и покровитель охоты. Представления о нем были довольно смутными, и даже именовался он по-разному. Сильны были у пигмеев и тотемические верования. В качестве тотемов почитались в основном животные: леопард, различные обезьяны, муравьи, змеи и лишь изредка растения. К тотему относились как к родственнику, запрещалось не только употреблять мясо тотема в пищу, но и даже дотрагиваться до какой-либо его части.

Вас может заинтересовать:  Суть тотемизма

У пигмеев существовала система возрастных инициации особых обрядов посвящения подростков во взрослых членов племени. Посвящение проходили все мальчики 9—16 лет, проводилось оно в лесу, в особой хижине, куда был запрещен доступ женщинам и детям. Обряд инициации, во время которого подростки подвергались различным испытаниям, рассматривался как приобщение к некоей магической силе, необходимой каждому охотнику. Прошедшие посвящение образовывали своего рода тайный мужской союз, называвшийся Торе в честь лесного божества.