Возникновение тотемизма

Возникновение тотемизма напрямую связано с анимизмом и его влиянием на мыслительную деятельность представителей племен аборигенов. Анимизм предполагал веру человека в существование души у всего вокруг, будь то животные или природные объекты вроде камней или скал. Отсюда возникла мысль о том, что все живое в природе имеет взаимосвязь, общую душу и живую сущность. Насколько могут предполагать современные исследователи, в те времена люди предполагали, что ранее и человек, и животное, и растение имели общую форму и общее живое начало. А уже позже произошло формальное разделение на классы живых существ, при этом то общее, что называется душой, осталось у всех. Поэтому вполне логичным могло быть предположение о том, что родителем или предком человека могло быть любое живое существо на земле, к которым были приписаны и природные явления, местности и так далее.

Подобное осмысление общности каждого индивида, независимо от его класса и вида, формы размера у человека сложилось к середине раннего палеолита, а оформилось уже ближе ко второй его половине. В это время человеческие племена определились со своим местом проживания и соответственно с охотой на определенный вид животных. Таким образом, стала наблюдаться тесная связь человеческого коллектива и каждого индивидуума в отдельности с животными определенного вида.

Охота именно на определенных животных стала для человеческого коллектива источником пищи, а также иных материальных благ: лекарств, средств защиты, одежды или частей жилища и так далее. Соответственно от успешного исхода охоты на данный вид животных зависела судьба всего коллектива, его здоровье и развитие. Именно эту объективную связь с животными и стали осознавать люди, делая соответствующие выводы. Связь с животными породила мысль о том, что они практически ничем не отличаются от самих людей, они и есть те же люди, но переодетые в другую «одежду».

Так дошло до того, что шаманы и жрецы понимались как такие люди, которые могут перевоплощаться в животных данного вида, а после вновь принимать человеческое обличие. Верили также и в то, что животные также могут принимать подобие человека на определенное время, но потом вновь перевоплощаться в привычные образы. А тот факт, что племя или иной социальный человеческий коллектив питался в большей степени мясом данных убитых животных, привел к мысли о том, что и люди, и животные созданы из одного и того же мяса, из той же плоти. А это значит родственную связь между человеком и данным видом животных. Так появляется вера в общего предка – животное.

Такой предок мог быть общим для всех представителей племени или же только определенного кровного рода. Чаще всего в роли предка выступало именно животное, так как с ними напрямую была связана вся жизнь первобытного человека. Но также в данной роли нередко выступали растения, особенно такие, которые кормили все племя, а также местности, явления природы и иные природные объекты и проявления, которые, так или иначе, влияли на жизнь людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *