Инки

Центрами цивилизации майя были города: Чичен-Ица, Паленке, Майяпан. В них строились многочисленные храмы. Святилища майя имели форму ступенчатых пирамид. Богам приносились жертвы, нередко и человеческие, но у жителей Юкатана они не играли такой роли, как в кровавых ритуалах ацтеков. Жрецы майя проводили регулярные астрономические наблюдения за Солнцем, Луной и планетами и разработали календарную систему, более точную, чем юлианский календарь в странах христианской Европы.

Еще одним центром индейской цивилизации стало Перу. Древнейшие государства здесь сложились возле озера Титикака. Но позже, согласно источникам, около 1200 г. господство перешло к племени инков, живших в районе Куско. Инки принадлежали к народу кечуа, основателем их государства считался легендарный правитель Манко Капак. В начале XVI в. в состав инкской империи входили территории нынешних Перу и Боливии, а также некоторые области Эквадора и Чили.

Инки поклонялись солнцу, дающему урожай, жизнь и благословение. Именно божеству Солнца был посвящен главный храм государства в Куско. Правитель страны — верховный инка — считался сыном Солнца и главным жрецом. Первыми принесшими людям культуру были дети Солнца — Манко Капак и ОэллоУака; они были прародителями рода инков. Вот как рассказывает об этом инкская легенда:

«В давние времена жалкий удел ждал людей на земле: они боялись стихии, находили удовольствие в войнах и устраивали пиры, лакомясь мясом убитых пленников. Однажды Солнце, мать рода человеческого, сжалилось над ними. Оно послало к ним своих детей Манко Канака и Озлло Уаку, брата и сестру, мужа и жену, чтобы они собрали людей и научили их совместной жизни… Они принесли с собой золотую палку с острым концом и там, где острие палки легко входило в землю, намечали места поселений, ибо земля здесь была плодородная. В долине Куско золотая палка так глубоко вошла в землю, что затонула в ней навеки. Дети Солнца поселились здесь и с любовью управляли людьми. Манко Капак обучил мужчин земледелию, а Оэлло Уака приучила женщин прясть и ткать. Люди отовсюду стекались к ним и основали город Куско»**.

Вас может заинтересовать:  Загробный мир в представлениях индейцев Северной Америки

Введенный инками государственный культ представлял собой попытку упорядочить и объединить культы различных божеств, придав им организованные формы. Наряду с Солнцем почитались также другие боги: местное божество Виракоча, Пачакамак и его супруга Пачамама, покровители дождя, моря и грозы.

Богослужение было так же подробно организовано, но имело гораздо менее кровавый характер, чем в Мексике. Главное различие состояло в религиозном положении правителей: в Теночтитлане (Мексика) правитель округа этого города был только первым среди равных, более или менее независимых от него, вождей, между тем как в Перу верховный инка, сын Солнца, обладал неограниченной светской и духовной властью и сам признавался за бога; ему воздавались божеские почести. Некоторые из дочерей царского рода жили в качестве дев Солнца в монастырском уединении. В их обязанности входило поддержание порядка в святилищах, хранение священного огня, изготовление парадных занавесей и ковров для жрецов, храмов и двора правителя.

В верованиях инков важную роль играла загробная жизнь, о чем свидетельствуют погребальные обряды их знати. Тела правителей и вельмож высушивали, мумифицировали, придавали им положение, подобное положению эмбриона в теле матери, герметически заворачивали в несколько слоев плотной хлопковой ткани — почти так же создавались египетские мумии. При захоронении рядом с усопшим клали драгоценности и предметы обихода, а некоторое время у инков существовал обычай умерщвлять и хоронить вдову и слуг покойного вместе с ним. Существовала и практика человеческих жертвоприношений в честь восшествия на престол нового правителя либо перед началом войны.

Наряду с государственным, официальным, культом в державе инков сохранялись и древние верования. Из сочинения историка XVII в. Гарсиласо де ла Веги, происходившего по женской линии от инков, можно узнать, что в каждой местности почитался свой бог в образе дерева, животного или камня. Это явственно указывает на наличие пережитков тотемизма. Есть сведения о почитании духов предков — уака. Интересно, что среди инков были, по-видимому, просвещенные люди, которые довольно скептически воспринимали государственный культ солнца. Так, один из правителей XV столетия утверждал, что так как солнце всегда ходит по одному и тому же пути, то этим доказывается, что оно в действительности несвободно. А значит выше «нашего отца, Солнца», должен быть еще некто более высокий, заставляющий его нести свою службу. Подобным же образом, вероятно, рассуждали и некоторые другие, но это не оказывало решающего влияния ни на религию, ни на устройство государства.

Вас может заинтересовать:  Индейцы Северной Америки

Наконец, четвертый центр индейской цивилизации находился на территории современной Колумбии. Здесь, в районе нынешней столицы государства, Боготы, проживали племена чибча, или муисков. В религии этого народа важную роль играл бог-покровитель войны и обряды, связанные с войной. Тела наиболее выдающихся воинов после смерти мумифицировались и во время сражений вносились в самый разгар битвы. Они поднимали дух соплеменников, считавших, что они продолжают сражаться на стороне своего народа. Еще одной заметной фигурой в религии чибча был культурный герой Бочик, походивший на ацтекского Кецалькоатля. Его описывали стариком с длинной белой бородой. В мифах чибча Бочик являлся богом солнца, который обучил людей всем искусствам и ремеслам.

Главным центром культа у чибча-муисков было священное озеро Гуатавита, расположенное вблизи Боготы. В праздничные дни его водам приносили жертвы золотом и изумрудами. Правитель племени, собрав эти драгоценности, выплывал на лодке на середину озера и бросал жертву в воду.

С озером Гуатавита был связан и еще один интересный обряд.

Новый вождь племени, вступая в должность, покрывал свое тело золотой пылью, которую затем необходимо было смыть в водах священного озера. Этот обычай мог послужить основой для легенд о стране сказочных богатств — Эльдорадо, что в переводе с испанского означает «позолоченный человек». В надежде отыскать волшебную страну тысячи искателей приключений и богатства ринулись в Новый Свет, неся гибель коренному населению Америки.