Религии индейского населения Северной и Южной Америки

Ко времени появления европейских колонизаторов большинство североамериканских индейцев уже перешли к оседлому земледельческому хозяйству при сохранении важной роли ремесла и охоты. У индейцев существовали крупные племенные союзы: сиу, ирокезы, алгонкины и другие. Борьба европейских стран, прежде всего Англии и Франции, за американские земли привела к значительному уменьшению численности индейского населения. А после образования США, в ходе освоения ранее принадлежавших индейцам земель, самобытная культура коренного населения фактически была уничтожена. Ныне небольшая часть уцелевших индейцев проживает в специально отведенных местах — резервациях, вдали от родных земель. Тем не менее существуют довольно подробные описания традиционных религиозных верований индейских племен, сделанные в разное время. Среди их авторов следует назвать Л. Г. Моргана, Р. Лоуи, П. Радина, А. Кребера.

Одной из характерных особенностей религии североамериканских индейцев является почти полное отсутствие культа предков, за исключением индейцев пуэбло. Из родовых форм культа у некоторых племен существовало почитание родовых святынь — фетишей. Это могли быть какие-либо амулеты, курительные трубки или что-нибудь еще. У дакотов, омаха и других народов группы сиу почитались родовые покровители. В целом же исследователи сходятся во мнении, что господствующей формой культа у индейцев Северной Америки был не родовой, а племенной культ. Именно племя выступало основной общественной базой религиозных воззрений.

У некоторых индейских племен — ирокезов, бороро, чероки — долго сохранялись пережитки тотемизма. К животному, признаваемому за тотем определенного племени, последнее относилось как к своему родоначальнику, его запрещалось убивать. Само племя называлось по его имени и в одежде или в особых знаках — гербах на жилище или татуировках — выражало свою принадлежность к данному тотему. Индейцы носили на себе шкуру или перья животного-тотема, исполняли особую пляску. Единение с тотемом проявлялось во всякого рода церемониях, при рождении и совершеннолетии, при посвящении или свадьбе. Такова была религиозная сторона тотемизма, предполагавшая также различные табу, в том числе запреты определенной пищи. Вероятно, являются пережитком тотемизма и многочисленные индейские мифы о культурных героях-животных: зайце, вороне, двуглавом змее, черепахе или койоте.

Религия индейцев предполагает почитание духов. Духи, маниту, имеют в себе мало индивидуального и отождествляются с природными силами. Высший из них считается Великим духом, и на этом основании многие миссионеры склонны были приписывать индейцам чистую, почти монотеистическую религию. Но такой взгляд совершенно неверен: какие бы могущественные действия ни приписывались Великому духу, все же они не дают достаточно оснований считать, что у индейских племен существовало единобожие. Иногда к Великому духу относятся как к человеку, и в таком случае он является героем всякого рода мифов. Таков Манабозо, западный ветер, о котором рассказывались разные истории. Некоторые из них использовал американский поэт Г. У Лонгфелло для своей знаменитой «Песни о Гайавате».

Большое значение у многих индейских племен имел культ солнца. Индейцы американских прерий в середине лета справляли праздник солнца, во время которого торжественно исполнялись главные обряды, в том числе и общеплеменная пляска солнца. По этому моменту велось летосчисление. Развито у индейцев было и почитание других сил природы — четырех стихий: воды, воздуха, огня и земли.

Вас может заинтересовать:  Сказание о потопе у индейцев

Коренные жители Северной Америки считали структуру мира и управляющих им сил четырехсторонней. Символом этого был круг с четырьмя точками по окружности. По свидетельству исследователя Дж. УНьюбери, индеец племени сиу по имени Хромой Олень объяснял устройство мира и значение числа 4 так: «Четыре — самое священное число (вакап). Оно означает четыре стороны света… четыре ветра… времени года… цвета… четыре вида материала, из которого создан мир (земля, воздух, вода, огонь). Есть четыре добродетели, которыми должен обладать человек… Мы, сиу, все делаем по четыре…»*

В этой схеме для индейцев заключалось все многообразие жизни. Каждой из четырех стихий соответствовал свой дух или группа духов, каждая сторона света ассоциировалась с определенным цветом: Тункап — дух земли — с севером и синим цветом; Вакиньян — божества огня — с востоком и красным цветом; с югом и черным цветом ассоциировались духи ветра — Такушкапшкан; и, наконец, духи Унктехи (вода) связывались с западом и зеленым цветом.

Из внешних форм культа у индейцев были широко распространены ритуальные танцы. Каждое племя исполняло их до нескольких десятков — танец дождя, танец войны, уже упоминавшаяся пляска солнца и другие. Важное значение имели и другие обряды, например, жертвоприношения.

В качестве жертвы выступали разные   мелкие вещи. Часто практиковалось принесение в жертву табака, употребление которого носило ритуальный характер. Кстати, и курение знаменитой трубки мира также имело религиозное значение. Людские жертвы, которые часто описываются в приключенческих романах, напротив, были довольно редким явлением. Они были связаны с земледельческими культами. С помощью человеческих жертв надеялись повысить плодородие и увеличить урожай.

Многие религиозные обряды у индейцев были связаны с войной. Прежде чем стать воином, каждый юноша должен был пройти специальные обряды и получить оружие из рук вождя, жреца или колдуна. Среди военных обычаев индейцев Северной Америки был и обряд добычи скальпов. Первоначально он был распространен только у племен ирокезов и чероки, но в период борьбы за Канаду во время Семилетней войны (1756—1763) англичане и французы стали поощрять своих союзников-индейцев, выплачивая им премии за скальпы. Поэтому скальпирование распространилось и среди многих других племен. По всей видимости, для воина добыча скальпа означала овладение душой убитого врага или лишение ее покоя.

Широко были распространены у индейцев шаманизм и вера в вещую силу снов. Сны являлись своего рода оракулами, поступить наперекор сновидению считалось невозможным. Шаманы пользовались не меньшим авторитетом, чем вожди. Только они брались за лечение болезней. Покровителем многих шаманов считался серый медведь, а его шкура служила главным атрибутом шаманского костюма. Одни шаманы предпочитали действовать в одиночку, другие же объединялись в тайные союзы. Основной функцией их была охрана традиций племени. Значительное место в шаманской практике занимал обряд ритуального очищения, который предварял начало любого важного дела. У североамериканских индейцев для очищения использовалась паровая баня, в Центральной Америке, Мексике и Перу — кровопускание, а у племен Южной Америки в качестве очистительных средств применялись слабительные и рвотные напитки.

Вас может заинтересовать:  Загробный мир в представлениях индейцев Северной Америки

Индейская мифология хоть и несколько однообразна, но довольно самобытна. Мифы о сотворении мира, потопе и культурных героях встречаются во всех частях Америки и хотя несколько различны по форме, но почти одинаковы по содержанию. Великий дух — творец мира. Вода предстает как враждебный элемент, у которого мир должен быть отнят. Существуют представления о происхождении не только мира, но и человека: человек или вырос из деревьев, или вышел из пещер. Долгое время вначале он жил в темноте, как животные, до тех пор, пока какой-нибудь бог или культурный герой не познакомил его с лучшей жизнью. Таков наиболее общий мотив этих мифов.

В отличие от окраинных народов Америки, погребальные обряды индейского населения были очень разнообразными. Здесь практиковались и захоронения в земле, и кремация, и воздушное погребение, и даже мумификация. Что касается загробной жизни, большинство индейских племен верило в то, что в потустороннем мире люди ведут жизнь, подобную земной. Великих воинов и охотников ожидает блаженство, в то время как трусам, воинам, утратившим скальп или изменившим племенным традициям, уготована жалкая участь. Как видно, религиозные верования индейцев больше были ориентированы на земную жизнь, а представления о загробном мире играли второстепенную роль.

Среди индейских народов отдельного упоминания заслуживает группа так называемых индейцев пуэбло, проживающих на юго-западе США, в штатах Нью-Мексико и Аризона. Пуэбло — это название их поселений, больших поселков с домами из сырцового кирпича. Основу их хозяйства составляет земледелие, которое базируется на искусственном орошении, а также ремесла — ткачество и гончарство.

В отличие от других индейских народов, у племен пуэбло существовал развитый культ предков — качина. Духи предков покровительствовали тем или иным кланам. У индейцев пуэбло существовали тайные общества, что было присуще и другим племенам. Членами тайных обществ могли быть люди, принадлежавшие к одному клану, например змеи. Змея играла важную роль в мифологии индейцев пуэбло. Как и у других индейских народов, у них существенную роль играли ритуальные танцы, с помощью которых вызывали дождь или лечили болезни.

Вообще, характеризуя религиозные воззрения индейских племен, следует помнить, что большинство обрядов и ритуалов безвозвратно ушли в прошлое. Неповторимая индейская культура была уничтожена колонизаторами. Лишь в некоторых местах уцелели остатки прежних ритуалов и верований.