Загробный мир в представлениях индейцев Северной Америки

Подобно многим индейцам Южной Америки, североамериканские индейцы считали, что в мире ином человек будет заниматься тем же, чем и на земле, но только в более благоприятных условиях.

В исторической памяти индейцев дакота сохранился такой миф. Душа одного жреца была унесена ветром на небо. Там её семена проросли, он родился вновь и познакомился со всеми богами. Они научили его ремёслам и наукам. После этого он возвратился на землю. Его тело претерпело четыре перерождения, и каждый раз он становился всё более могущественным, но после последнего превращения опять возвратился в царство смерти.

Конечно, у большинства индейцев представления о пути в загробный мир не так сложны. Считается, что, расставаясь с земным миром, душа умершего человека отправляется в мир духов, который со всех сторон окружает мир людей.

Погребальные обряды индейцев

Помимо традиционных форм захоронения у индейцев Северной Америки существовала и такая довольно необычная для других континентов форма, как погребение в воздухе. Усопшего помещали на специальный помост, который либо находился на дереве, либо был приподнят на шестах на высоту примерно трёх метров. Рядом с покойником клали его оружие и еду на весь путь в другой мир.

Индейцы, населявшие территорию современных Канады и США, не создали величественных храмов, как майя, ацтеки или инки. Менее искусной была их ритуальная скульптура малых форм, не столь разнообразны и украшения культовых построек. Зато среди памятников североамериканских индейцев особенно впечатляют дошедшие до наших дней маунды — курганы, или могильные холмы.

Во многих штатах США (Висконсин, Айова, Иллинойс, Миссури, Огайо, Индиана, Джорджия и др.) до настоящего времени сохранилось множество маундов. Они выглядят как символические многометровые фигуры людей, зверей, птиц, насекомых, рептилий и связаны с тотемическими представлениями индейцев. Например, в штате Огайо сохранилась змея длиной 313м. Она покоится на вершине холма на прочном фундаменте, сооружённом из камней. Само же тело змеи сделано из жёлтой глины и посыпано пеплом, который со временем затвердел и стал похож на настоящую чешую. В штате Висконсин среди подобных достопримечательностей — фигура обезьяны, длина хвоста которой составляет 110 м, а также изображение слона высотой 43 м.

…Прошли века. Однако эти величественные свидетели прошлого и сегодня оберегают американских индейцев, напоминая о том времени, когда их далёкие предки связывали с ритуальными фигурами все свои надежды, доверяли им тайны, лечили с их помощью самые тяжёлые болезни. Некоторые индейцы и до сих пор верят в магическую силу этих фигур.

12 октября 1492 г. великий генуэзский мореплаватель Христофор Колумб, состоявший на службе у испанского короля, открыл Америку. Началась самая страшная страница её истории — конкиста — жестокое и кровавое завоевание индейских цивилизаций европейскими пришельцами.

«Цивилизованные» конкистадоры (исп. «завоеватели») и католические миссионеры-монахи старательно и фанатично искореняли всё, что как-то могло бы напоминать аборигенам Америки о самостоятельном, уникальном историческом развитии их родины. Это уничтожение было сознательным и целенаправленным. Открывшие и завоевавшие Новый Свет европейцы были людьми своей эпохи. Для конкистадоров, точно так же, как и для индейцев, существовала лишь одна культура — их собственная. В XV— XVI вв. представление о многообразии человеческих культур лишь начинало проникать в сознание наиболее передовых мыслителей.

Аборигены часто принимали невиданных чужестранцев за духов и предков, приплывших к ним из другого мира. В сознании испанцев не только все культурные достижения местных индейцев-язычников, но и их религиозные представления и верования были культом дьявола, служением силам зла. Поэтому для доблестных христиан было делом поистине героическим, активно пропагандируемым и поощряемым католической церковью противостоять им и разрушать святыни аборигенов, не говоря уже об их религиозных верованиях.

С началом конкисты часы истории древнейших цивилизаций Нового Света остановились. Вернее, их остановили…

Систематическое изучение древностей доколумбовой Америки началось относительно недавно — в конце XIX в. Учёным приходится буквально по крупицам собирать разрозненную «мозаику» религиозных верований древнейших цивилизаций этого континента. Уже многое стало известно. И это понятно: влияние религии и её норм таково, что полностью искоренить её вряд ли возможно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *