Язычество

Религии древних

Главная Религия Древней Месопотамии Легенды о богах и героях Месопотамии



Легенды о богах и героях Месопотамии

Древневавилонская мифология богата и разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, подобных шумерскому Гильгамешу, и, наконец, рассказ о великом потопе, описанный в «Песне о Гильгамеше». Знаменитая легенда о потопе, впоследствии столь широко распространившаяся среди разных народов, вошедшая в Библию и принятая христианским учением, не была простой выдумкой. Жители Двуречья, из всего пантеона особо выделявшие бога южного ветра, гнавшего воды Тигра и Евфрата против течения и грозившего катастрофическими наводнениями, не могли воспринимать такого рода наводнения (особенно наиболее разрушительные из них) иначе, как великий потоп.

В том, что такого рода катастрофа действительно была реальным фактом, нас убеждают раскопки английского археолога Л. Вулли в У ре (в 20 —30-е гг. XX в.), во время которых был обнаружен многометровый слой ила, отделявший наиболее древние культурные слои городища от более поздних. Интересно, что сохранившийся в фрагментах шумерский рассказ о потопе некоторыми деталями (сообщение богов добродетельному царю о намерении устроить потоп и спасение его) очень похож на библейскую легенду о праведнике Ное, которого напоминает добродетельный месопотамский Утнапиштим.

Гильгамеш однажды встретил старика по имени Утнапиштим, который стал богом благодаря своим добродетелям и послушанию богам и спас человечество и животных от великого потопа. Утнапиштим поведал Гильгамешу свою историю:

«Боги пришли к Утнапиштиму, чтобы предупредить его о приближении ужасного наводнения. Они велели ему бросить всю работу, сжечь свой дом и немедленно приступить к строительству большого корабля, который должен был составлять 120 локтей в высоту и 120 локтей в ширину. Утнапиштим должен был вбить пробки от воды в корабль и просмолить его. Потом он должен был взять животных всех видов, мужского и женского пола, а также свою семью, пищу, золото, серебро и украшения.

Когда Утнапиштим закончил строительство корабля, хлынул дождь. Наводнение было таким ужасным, что испугались даже боги. Эа, бог воды, который устроил потоп, понял, что это получилось гораздо хуже, чем он рассчитывал. Иштар, богиня красоты, чьи гневные речи на собрании богов послужили причиной потопа, плакала при виде детей, превращающихся в глину в результате ее оплошности.

Шесть дней и шесть ночей дул ветер, и наконец потоп прекратился. Когда воды схлынули, боги увидели, что земля стала плоской и все живые существа исчезли. Утнапиштим склонил голову и заплакал. Корабль его остановился на вершине горы Нисир на севере. Через семь дней Утнапиштим выпустил голубя. Но голубю было негде опуститься, и он вернулся. Тогда Утнапиштим послал ласточку, но она тоже вернулась. Наконец, он послал ворона, и ворон не вернулся, поскольку нашел себе место для гнезда. И Утнапиштим понял, что может выйти из корабля»* .

Гильгамеш — герой шумерского эпоса — был царем Урука. Много лет провел он в странствиях в поисках бессмертия и смысла жизни. Немало подвигов совершил Гильгамеш, побывал во многих странах. Затем, после гибели своего верного друга Энкиду, смертельно раненного в битве, отправился он в одиночестве бродить по горам и пустыням. Дойдя до края света, Гильгамеш и встретил праведника Утнапиштима, жена которого поведала ему о траве жизни:

Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово, И тайну цветка тебе расскажу я: Этот цветок — как терн на дне моря, Шипы его, как у розы, твою руку уколют. ...На самое дно моря спустись ты и ищи, пока не отыщешь траву, что похожа на стрелы, наконечник на колючку терновника, на шип на стебле розы... Если ты проглотишь траву жизни, молод будешь и тебя не коснется старости власть, что все перемелет! Если этот цветок рука твоя достанет, Будешь всегда ты молод**.

Добыв волшебную траву, Гильгамеш не стал сам ее есть, а спрятал под одеждой, потому что хотел поделиться ею со всеми жителями Урука. Но по дороге домой герой решил искупаться, и его добычу похитила змея. Измученный, с пустыми руками, терзаемый горем возвратился Гильгамеш в свой родной город. Однако одной из главных мыслей сказания является то, что благородные поступки будут жить и после смерти героя. Эта история отражает основу мировоззрения жителей Междуречья. Для них основной интерес представляла жизнь на земле, представления о загробной жизни были неясными и расплывчатыми.

Другая шумерская легенда рассказывает о том, с каким трудом одному из предков Гильгамеша, Энмеркару, царю Урука, удалось склонить к торговой сделке правителя Аратты, расположенной в восточных горах. Энмеркар хотел получить от властителя Аратты металлы и драгоценные камни, щедро предлагая взамен скот, финики, фиги, ячмень, бобы и тростник. Согласно мифу, заключить сделку помогли шумерам боги: они связали ветер и не позволили пролиться дождю, чтобы на землях жителей Аратты, не знавших орошения, ничего не росло и голод вынудил бы их к торговле.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - Б

· БАЛУ, БААЛ, ВААЛ (греч.), в Угарите и Финикии наибольшим распространением пользовался культ Балу – бога бури, грома и молний, дождя и плодородия. Главный враг Балу – бог смерти и подземного царства Муту, а также бог морской стихии Иамму. · БАЛЬДР, в скандинавской мифологии юный бог из асов, любимый сын ОДИНА и ФР...

Подробнее

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Африканская мифология

Достаточно своеобразный характер носит африканская мифология. Земля и небо, согласно мифам, существовали всегда. Зато многие сказания повествуют о происхождении воды, животных или смерти. Таковы мифы зу...

Священный кедр

Одним из самых почитаемых деревьев у древних месопотамцев был вечнозелёный кедр. Он являлся символом бессмертия. Кедр почитался и как место рождения Думузи — вечно умирающего и ...

Авторизация



Археология:

Гнёздово – археологический заповедник

News image

Гнёздово – посёлок в Смоленской области около Днепра, где располагается археологический комплекс, датируемый IX-XI веком, не...

Язык «Валесовой книги»

News image

Лингвистический анализ был проведен Л. П. Жуковской по тексту «фотографии» дощечки 16, а затем наиболее ра...

Раскопки древнего Аркаима

News image

История открытия городища Аркаим уходит своими корнями в 1950-е годы, когда проводилась аэрофотосъёмка юга Челябинской об...

Ригу основали славяне - венеды

News image

Остров Рюген Деревянный жезл XII в., найденный на территории Риги (фрагмент) Венедское поселение Рига находилось у холма Ку...


Боги и духи славян:

Берегиня

News image

Берегиня, Русалка, Вила, Купалка - Древний женский Дух, обитающий в водах. Берегиня - Русалка обычно молодая, стройная женщина, соблазнительно хороша. Эта полногрудая дева с зелёными глазами по...

Троян

Троян - упомянут в апокрифе Хождение Богородицы по мукам в ряду Троян, Хърс, Велес, Перун , в полууставной рукописи Толстовского собрания среди П...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...