Пантеон саамских божеств

Реконструировать древний пантеон саамских божеств крайне трудно: очень велико число их имен и разнообразны представления о них, во всяком случае в том виде, в каком они дошли даже до ранних исследователей. При этом одно и то же божество имело несколько вариантов имени. Можно полагать, что единого верховного божества у саамов не существовало (Pentikainen, 1994. S. 152). .

Одним из верховных божеств был, видимо, Юбмель или Ибмель. Именно это божество многократно упоминалось в древних, относящихся к XI-XII1 вв. скандинавских сагах и рассказах о плаваниях на Север в эпоху викингов. Имя Юбмеля и его культ в различных формах известны у большинства народов урало-алтайской языковой общности, возможно, и шире (ср.: Haavio, 1965. S. 205). Предполагается, что Юбмель символизировал жизненные силы природы. Наряду с этим к числу верховных божеств принадлежал бог Солнца, который существовал у всех групп саамов (Pentikainen, 1994. S. 152). Он носил имя Пейвэ или Бяйвэ. Известно, что при окончании полярной ночи появление Солнца следовало приветствовать поклоном (Itkonen T.I., 1946 в). По сохранившимся сведениям, Пейвэ приносили в жертву белую важенку. Бог Солнца, видимо, не был персонифицирован, а бог Грома, напротив, был антропоморфным существом и держал в руке молот. Кольские саамы так же, как и колтты, называли его Тиермес, остальные финские саамы — Укко, Укконен, у скандинавских саамов его имя было Хораквалес. Среди древних божеств известны и женские. В старых источниках часто упоминаются четыре богини — Мадеранна, Саранна, Юксанка и Уксакка, причем их роли не всегда ясны, но в целом их связывают с заботой о сохранении жизни на земле — как рождением людей, так и животных. Упоминается и еще одна богиня — Ябмеакка, властительница загробного мира. Но самая многочисленная группа божеств или духов в древнем пантеоне была связана с повседневной жизнью и хозяйственными занятиями саамов. Это были хозяева , ведавшие различными отраслями хозяйственной деятельности саамов. Первое место среди них занимала Луот-хозик ( хозяйка оленей ) — покровительница оленей и оленеводства. По сведениям, полученным Н.Н. Харузиным, облик ее зооантропоморфный: ходит на ногах, как человек, и лицо человечье, только вся в шерсти, словно олень (Харузин, 1890. С. 152). При благополучном возвращении оленей после вольного выпаса саамы благодарили покровительницу стада словами: Спасибо тебе, Луот-хозик, что сберегла наших оленей . Божествами охотничьего и рыболовного промыслов были Аккрува — покровительница рыболовства и Мец-хозяин — хозяин леса. Покровителем дома являлся Пырт-хозяин — домовой, местом пребывания которого служил камелёк. .

Вас может заинтересовать:  Верования викингов. Представление о мире