Верховные боги Карелии

верховные боги карелии

Видимо, в результате ранней христианизации исторические средневековые источники не успели запечатлеть имена древних верховных богов у вепсов. Определенную реконструкцию древнего пантеона позволяют сделать данные лингвистики и этнографии. Имя верховного божества Jumou (южн. в. — juma, сев. в. — d’umal, ср. в. — jumou, g’umou)(Оно образовано от корня juma: фин., кар. — jumala; эст. — jumal; саам. — Юмбел; коми — Йомаль; мар. — Юмо, Кугу) исследователи связывают с названием неба, воздуха (Петру-хин, Хелимский, 1982. С. 564; Владыкин, 1994. С. 101).

Бог Jumou ведал погодой. От него зависели такие явления, как гром, гроза, радуга, и их названия в вепсском языке включают имя этого бога: g’umalanguru — гром (букв, божий грохот ), g’umalansä — гроза (букв, божья погода ), jumalanheboine (букв, божья лошадка ) или jumalankusak — радуга (букв, божий кушак ). Это подтверждает и выражение, записанное у шимозерских вепсов: G’umou g’ureidab i lämin iskeb — букв. Бог (гром) гремит и высекает молнию (СВЯ, 1972. С. 151).

В процессе христианизации термины jumala (фин., кар.), jumal (эст.), jumou (вепс.) стали обозначать бога вообще (Петрухин, Хелимский, 1962. С. 23). Функции же вепсского громовика Юмоу (Дьюмал) частично перешли к св. Илье. Среди вепсов, как и русских и карел, сохранились представления о происхождении грома и молнии от Ильи Пророка, который ездит по небу в огненной колеснице (ср.: Макашина, 1982. С. 85; Баранцев, 1978. С. 135-136). В северно-вепсском народном календаре существовала пара взаимосвязанных праздников в честь потепления и похолодания воды в Онежском озере. Первый праздник отмечался 1/14.06. По народным представлениям, в этот день Дьюмал опускал в воду теплый камень . Это происходило благодаря грозе с теплым дождем, по народным наблюдениям, обязательно случавшейся в этот день. Второй — это Ильин день (20.07/2.08), когда Илья опускал холодный камень в воду и также существовала вероятность грозы. В оба праздника проходил обряд купания, в первом случае — первого летнего купания, а во втором — последнего. Таким образом, праздник объединил языческого бога и Илью Пророка. У капшинских вепсов (д. Корвала), в отличие от северных, эти два праздника были связаны с двумя святыми — Николаем и Ильей. Здесь существовали представления, что Микола (9/22.05) теплый камень опускает, а Илья — холодный (Винокурова, 1996 б. С. 99).

У прибалтийско-финских народов встречаются и другие божества, имеющие одинаковые названия, но выполняющие разные функции. Так, у карел в прошлом существовал бог любви — Lembi (Сурхаско, 1977. С. 53), у вепсов lemboi — это черт, нечистый дух. У вепсов Иисус Христос обозначается термином Siind, у Карел — Syndy, так называли и божество, появляющееся в святки и выполняющее функции предсказателя в гаданиях (Конкка АЛ., 1980. С. 81).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *