Язычество

Религии древних

Главная Верования центральной Азии История язычества удмуртов



История язычества удмуртов

Самобытные дохристианские религиозные верования удмуртов, обозначаемые условно-собирательным термином язычество , весьма сложное и многогранное явление. Эта тема всегда представляла академический интерес для исследователей прошлого и современных ученых (местных, отечественных, зарубежных). Для коренного народа, титульной нации Удмуртской Республики, язычество не является просто одной из своеобразных ранних религиозных традиций. Национальные верования органически вошли в менталитет народа, оказали значительное воздействие на его быт, историю, культуру.

Историю традиционных верований удмуртов следует рассматривать в контексте межконфессиональных отношений язычества с другими религиями - христианством (православием) и исламом, а также в свете вероисповедной политики российского государства.

Дохристианский период связан со временем ананьинской культуры (VIII-III вв. до н.э.), когда шло формирование религиозно-обрядового комплекса и его закрепление на уровне менталитета народа.

Следующий этап - период тюрко-исламского относится ко времени взаимоотношений местного финно-угорского населения с государственными образованиями тюркских народов - Волжской Булгарией (VII-XIII вв.), Золотой Ордой (XIII-XV вв.), Казанским ханством (XV-XVI вв.) С XIII в., когда ислам стал государственной религией Казанского ханства, начался процесс конфессионального воздействия татарской администрации на подвластные территории и их население. Национальная политика Казанского ханства привела к тюркизации (татаризации) части южных удмуртов. Однако переход из язычества в ислам здесь не был массовым явлением. Тем не менее, мусульманская религия оказала воздействие на развитие религиозно-мифологического комплекса удмуртов, обогатив его новыми образами и понятиями. Так под влиянием исламского монотеизма Инмар (одно из центральных божеств языческого пантеона) стал превращаться в главного бога.

Христианство стало проникать в среду удмуртов еще с XIII-XIV вв., однако контакты пришлого славянского населения не носили религиозного характера. Естественное освоение православием конфессионального пространства Удмуртии шло параллельно с доминирующим социальным статусом национального язычества и тюркско-мусульманским влиянием среди южной группы удмуртов. Усиление внешнего воздействия христианства на язычество удмуртов началось с появления в Казани Конторы новокрещенских дел для создания православных приходов среди инородцев-иноверцев (1740г.) На практике миссионеры для искоренения народных верований занимались не только христианизацией, но одновременно боролись с иноверием разными средствами: разрушали культовые постройки (куала), вырубали священные рощи (луд), уничтожали языческие кладбища, преследовали совершение культовой практики и самих жрецов. В итоге такой политики в XVIII-XIX вв. оформился феномен удмуртского двоеверия , конфессионального синкретизма по форме православие+язычество , что сохранило свою значимость и сегодня.

В начале ХХ в. в 8 губерниях, где проживали удмурты, было выявлено около 16 тыс. человек (4 % общего числа удмуртов), открыто идентифицировавших себя с язычеством. На территории края центрами язычества были южные регионы - будущие Малопургинский и Алнашский районы.

К 1917г. большинство удмуртов были двоеверами . Сразу после Октябрьской революции и в 1920-е гг. язычество пока не испытывало давления со стороны властей. Но с середины 1930-х гг, в разгар расправы с врагами народа и антирелигиозной кампании ситуация изменилась. Карательные меры коснулись служителей культа (жрецов, волхвов, гадателей). В ходе колхозного строительства в деревнях было разрушено общинное самоуправление - кенеш (совет), которые регулировал и религиозно-обрядовые вопросы. Одновременно с православными храмами разрушались языческие святилища, уничтожались священные рощи.

Однако национальные верования не исчезли бесследно. Научный анализ религиозной ситуации по Удмуртии в 1979-1980гг. показал, что 4 % верующих удмуртов придерживались дохристианских верований, а 6 % сельских удмуртов исполняли православные и языческие обряды, некоторые сохранили свои семейные святилища (куа).

Таким образом в Удмуртии имелись все предпосылки для культовой и этнокультурной реабилитации языческих верований. В 1990г. группа энтузиастов общества удмуртской культуры Дэмен предложила проводить ежегодные общенациональные моления в местах традиционной обрядности. А 12.06.1992г. состоялся первый Республиканский праздник Гербер , посвященный окончанию весенних полевых работ. В программе были языческие моления, которые совершались в куале и священной роще хранителями древних обрядов.

Параллельно с этим шло и организационно-правовое оформление язычества. 10.01.1994г. состоялось учредительное собрание религиозной общины Удмурт Вось (Удмуртское моление), которая была зарегистрирована в Министерстве юстиции УР 27.01.1994г. Сегодня члены общины участвуют в программе городского праздника Гербер (г.Ижевск), создают банк данных о священных местах дохристианских верований, общаются со своими единоверцами из других регионов.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - Т

· ТАРТАР, в греческой мифологии первоначально означал понятие пространства, находящегося в самой глубине космоса, ниже аида; в нем залегают корни земли и моря, все концы и начала. Этой великой бездны страшатся даже боги. Позднее был олицетворен как один из четырех первоэлементов, наряду с Хаосом, ГЕЕЙ и ЭРОСОМ. ТВАШТАР, в древнеиндийской мифологии бог демиург, творец всех существ и форм, «п...

Подробнее

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Кельтский пантеон

News image

Как уже говорилось, Цезарь, описывая Галлию, отмечал, что кельты поклоняются тем же богам, что и римляне, только под другими именами. Поэтому он называл кельтских богов пр...

Пантеон ацтеков

В ацтекском пантеоне насчитывалось более тысячи богов. Среди них исследователи выделяют несколько групп божеств. К самой древней относятся боги стихий и плодородия: Тлалок, Тласотльтеотлъ — бо...

Авторизация



Археология:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

News image

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ – крупнейший национальный исторический музей России. Его огромное собрание, единственное в стране по...

Правда о сокровищах Ретры

News image

Новая книга академика Валерия Алексеевича Чудинова рассказывает о сокровищах легендарного славянскогогорода-храма Ретра. На изображениях богов и ...

Славяне и их соседи (археология и ранняя история восточных с

News image

Славяне - самая большая семья родственных народов в современной Европе. Со времен эпохи Великого переселения на...

Археологическая культура поморских и полабских славян

News image

Археологическая культура поморских и полабских славян VI и последующих веков стоит в стороне от известных сл...


Боги и духи славян:

Языческий славянский бог Сварог

News image

Сварог - бог древних славян, ставший для них самым главным богом, управляющим течением жизни, да и всей Яви, то есть Явного мира. Сварог также является ...

Триглав

News image

Триглав - высшее божество, согласно историку Эббону, у историка Герборда властвует над тремя мирами - небом, землей и подземным миром, причастен к гаданию посредством черного ко...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...