Славяне и их соседи (археология и ранняя история восточных славян)

Славяне — самая большая семья родственных народов в современной Европе. Со времен эпохи Великого переселения народов славяне расселились на широких пространствах Европы, а затем и Азии: от Балтийского моря на севере до Балкан на юге, от Эльбы на западе до Тихого океана на востоке. В древности, пока славянские племена занимали компактную территорию между Вислой и Днепром, они говорили на едином понятном всем славянам праславянском языке. Недаром они называли себя “словене”: владеющие словом, понятной речью. По мере расселения славяне все больше стали отдаляться друг от друга по культуре и языку. Так возникли три ветви славянских народов: западные славяне, южные славяне и восточные славяне. К восточным славянам относятся украинцы, белорусы и русские. В лекционной части курса подробно рассматриваются вопросы происхождения и ранней истории славян, характер расселения восточнославянских племен, их взаимоотношения с древним местным населением (в частности, с финнами и балтами) и соседями (прежде всего с кочевниками), а также проблемы образования первых городских центров и формирования Древнерусского государства.

Программа познавательна, формирует у учащихся представления о истории многонационального населения Древней Руси и древнерусской культуры, впитавшей традиции многих народов (славян, финно-угров, балтов, скандинавов, степных кочевников). Особое внимание уделяется происхождению первых городов, принятию христианства и формированию государственности. Школьники знакомятся с широким кругом разнообразных исторических источников (археологических, нумизматических, топонимических, лингвистических, письменных и др.). В рамках работы кружка учащиеся имеют возможность познакомиться с конкретными археологическими материалами, хранящимися в Институте истории материальной культуры РАН, принять участие в их первичной обработке, посетить библиотеку, архивы и подразделения института, т.е. изнутри увидеть творческую лабораторию ученых — археологов. Члены кружка готовят рефераты по широкому кругу предложенных тем, имея возможность заниматься в библиотеке института, с которыми затем выступают на школьных научных конференциях и участвуют в олимпиадах.

Программа предусмотрена для школьников старших классов и рассчитана на один год обучения.

Введение.

Славяне в семье индоевропейских народов. Прародина индоевропейцев по данным языкознания и археологии. Ближайшие соседи по языку — балты.

Предмет и понятия.

Археологические и исторические источники. Археологические понятия: “культура”, “комплекс”, “этнос”, “ретроспективный метод”, “культурный слой”, “погребальный обряд”, “городище”, “селище” и т.д.

I. Происхождение и ранняя история славян

Первые письменные свидетельства о славянах чрезвычайно отрывочны, археологи настойчиво пытаются отыскать в памятниках железного и даже бронзового века такую группу, которую можно бы было связать с предками славян, языковеды своими методами стараются выделить славянскую прародину. Большая часть народов современной Европы сформировалась в эпоху Великого переселения народов. Славяне жили вместе с балтами, когда через их земли по реке Висле в III в. прошли готы. Возможно, это переселение германцев было началом разделения балто-славянской общности. Славянские племена начинают расселяться по территории Европы, появляются на Дунае. Именно этот этап запечатлелся в исторической памяти самого славянского народа. За Дунаем была страна древней цивилизации, полная богатств и чудес, — такой оставалась Византия в представлениях славян на протяжении всей их ранней истории. Здесь, на Дунае, они включились во всемирную историю, сначала как варвары-разрушители, потом как ученики и продолжатели культурных традиций Византии.

Тема 1. История изучения проблемы происхождения славян.

Тема 2. Возможности различных наук в освещении славянского этногенеза.

Вас может заинтересовать:  Капище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода Великого

Славянский этногенез и языкознание; топонимика в изучении этногенеза славян; древние авторы о славянах; археология и этногенез славян.

Тема 3. Славяне в позднелатенскую и римскую эпоху.

Пшеворская, зарубинецкая и черняховская археологические культуры.

Тема 4. Славяне в V-VII столетиях.

Склавены и анты древних авторов. Археологические культуры — пражско-корчакская и пеньковская. Антские клады.

Тема 5. Восточные славяне VIII-X столетий.

Роменско-боршевская культура, славянские городища, Новотроицкое городище, славяне и кочевники.

II. Освоение славянами лесостепной полосы Восточно-Европейской равнины и колонизация северных территорий

От Дуная славяне стали расселяться по всей земле и получили свои племенные имена. Древнерусский летописец подробно описывает, в каких местностях поселились отдельные группы славян, причем наименование областей и рек, а также характер ландшафта определили во многом названия самих племен. Так, в Мазовии поселились мазовшане, в Польском Поморье — поморяне, за Днепром по Десне в области “Север” или “Северия” — северяне, среди полей на Днепре поселились поляне, а среди деревьев — древляне, между Припятью и Двиной среди болот (дрягва) — дреговичи и т.д. У каждой славянской группы вырабатываются свои особенности в материальной культуре (домостроительстве, погребальном обряде, наборе характерных племенных украшений).

Тема 1. О расселении восточных славян по данным письменных и археологических источников. Повесть временных лет о расселении славян; археологические культуры, соответствующие племенным границам; особенности в материальной культуре южных и северных групп восточных славян, спор А.В.Арциховского и П.Н.Третьякова.

Тема 2. Славяне лесной зоны Восточной Европы. Кривичи и культура длинных курганов, словени новгородские и культура сопок.

Тема 3. Славянское язычество. Боги, идолы и святилища, славянская мифология и ее связь с фольклорной традицией индоевропейцев.

Тема 4. Культура и быт славян накануне образования древнерусского государства. Хозяйство, поселения и домостроительство, одежда и украшения, погребальный обряд, военное искусство.

III. Местное финское и балтское население лесной зоны Восточной Европы

В своем продвижении на север славяне столкнулись с местным населением. Территории Верхнего Поднепровья и Подвинья были заняты племенами балтской языковой группы, а более северные районы — финноязычным населением. Об этом свидетельствуют материалы топонимики и гидронимики региона, а также данные археологии. Как правило, колонизация территорий, занятых иноязычным населением, проходила мирным путем. Результатом этого процесса явилась постепенная ассимиляция (в течение почти пяти столетий) значительной части дославянских аборигенных племен, что отразилось и на характере формирования самой древнерусской культуры. Не случайно в материальной культуре славянских памятников второй половины I тыс.н.э. — начала II тыс.н.э. в лесной зоне Восточной Европы исследователи выделяют субстратные компоненты, связанные с финно-угорскими и балтскими народами.

Тема 1. Балтские племена Верхнего Поднепровья и Подвинья во второй половине I тыс.н.э.

Селища, городища-убежища (на примере городища Тушемля), грунтовые могильники, украшения с эмалью.

Тема 2. Балты — соседи славян в Балтийском регионе.

Латгалы, курши, земгалы — соседи славян.

Тема 3. Финские племена накануне образования Древнерусского государства.

Финское население на территории формирующейся Новгородской земли, обряды и обычаи.

Тема 4. Субстратные элементы в материальной культуре древнерусского населения. Балтские и финские элементы в культуре Древней Руси; влияние финского и балтского населения на характер одежды древнерусского населения окраинных территорий Новгородской земли.

IV. Образование Древнерусского государства

Государство — форма социальной организации общества, которая возникает на определенной стадии его развития. Она предполагает появление централизованной формы правления, сложение территории и особых институтов, осуществляющих административные, экономические, судебные и культовые функции. Особую роль в этой системе играют города как центры государственной власти. Во второй половине I тыс. н. э. в славянском обществе шел интенсивный процесс социальной дифференциации, кристаллизации новых общественных связей и структур, развивалось ремесло и торговля. В IX-X вв. на юге и на севере Руси складывается определенная государственная территория, происходит становление городских центров — опорных пунктов новых общественно-экономических отношений и связей. С одной стороны, этот процесс подчинялся общим закономерностям развития восточнославянского общества, с другой стороны, в разных регионах он имел свои специфические черты, которые не следует недооценивать. Не случайно развитие государственности на территории Северной Руси привело к образованию Новгородской феодальной боярской республики, в то время как в Южной Руси сложились более авторитарные формы правления. Важную роль в ранней истории Древнерусского государства имела связь с Византией. Результатом походов русских князей на Византию стало знакомство с византийской культурой и обретение духовных ценностей (принятие христианства, появление собственной письменности, становление каменной архитектуры).

Вас может заинтересовать:  Славянские рукописные книги

Тема 1. Легенда о призвании варягов. Путь “из варяг в греки”. Варяги на Руси, первые русские князья, арабское серебро, скандинавские находки на территории Руси, торговые пути.

Тема 2. Формирование древнерусского дружинного сословия. Князь и дружина, дружинные могильники (Гнездово, Шестовицы, погребальные памятники Ярославского Поволжья), древнерусское вооружение, походы князей.

Тема 3. Первые городские центры. Пути сложения городских центров на примере Ладоги, Новгорода и Киева.

Тема 4. Принятие христианства на Руси. Первая христианка княгиня Ольга. Реформа Владимира. Появление славянской письменности и архитектуры.

Тема 5. Древнерусские княжества в XII-XIII вв. Древнерусские города, быт горожан, князь и бояре.

Практические занятия

По темам лекций проводятся практические занятия, целью которых является познакомить учащихся с методами первичной обработки археологического материала, с правилами составления археологических каталогов, с методикой археологических исследований и т.д.

Особое внимание уделяется обучению работы с научной литературой и архивными материалами (умение пользоваться библиографическим каталогом, оформление ссылок на литературу, использование цитат и др.).

Тема 1. Обработка керамического материала (на примере керамики с раннеславянских поселений).

Зарисовка, реконструкция по фрагментам, описание, классификация.

Тема 2. Первичная обработка археологических коллекций

Классификация индивидуальных находок по функциональному назначению, по материалу, из которого они изготовлены, составление описей, первичная реставрация.

Тема 3. Работа с древними ювелирными изделиями.

Зарисовка, описание, классификация, приемы изготовления (различные способы ковки и литья, волочение, чернение, скань, зернь и т.д.), принципы составления археологических каталогов.

Тема 4. Методика археологических раскопок.

Полевые исследования поселений и погребальных памятников, составление полевой документации, требования к отчету, конкретные работы при подготовке отчета Новгородской археологической экспедиции, в работе которой ежегодно принимают участие кружковцы.

Тема 5. Работа с научной литературой и архивными материалами.

Знакомство с библиотекой и архивами института, работа с библиографическими каталогами, правильность оформления ссылок на научную литературу и архивные материалы.