Род

Род — Сущий, Единый, прародитель богов и творец мира, Вседержитель, иже единъ бесмертенъ и непогибающихъ творецъ, дуну бо человеку на лице духъ жизни, и бысть человекъ въ душю живу: то ти не Родъ, седя на вздусе, мечеть на землю груды — и въ томъ ражаются дети… , упомянут, например в поучениях против язычества О вдохновении святаго духа , Слове об Идолах , Слово Исайи пророка , рукописи Четьи Минеи из древнерусского духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в Слове о Полку Игореве и русских летописях, а также как Бог в договоре русов Игоря с ромеями. Гельмольд сообщал: Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости они (славяне) признают и единого бога, господствующего над ними в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, другие боги повинуются ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов . Богом богов у западных славян именуют Свентовита, скорее всего это одна из главных ипостасей Рода. Суда божия не минути — Суд или суд — одна из ипостасей рода. Роду сопутствуют рожаницы (в Вопросах Кирика , памятнике словесности XII века: Аже се Роду и Рожанице крають хлебы и сиры и мед… ), как-то связаные с судьбой, вероятно, если Рода именуют Судом, то рожаниц — судиницами. Иногда упомянута только одна Рожаница: Извыкоша елени класти требы Атремиду и Артемиде, рекше Роду и Роженице, тации же игуптяне. Також и до словен доиде се слов, и ти начаша требы класть Роду и Рожаницам,… а се егуптяне требы кладут Нилу и огневе, рекуще Нил плододавецъ и раститель класом .( Сл. Св.Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали ). В светлой ипостаси Род сопоставлен с Аполлоном-Атремидом (Артемидом): Артеми, юже нарицають Родъ ( Мученiе св.Трифона изъ февральской Минеи четiи по списку XV века. Моск. дух. Акад.N584). Любопытно, что в качестве синонима к родъ Срезневский проводит слово геена, огонь неугасимый . Род в ППЯ по Срезневскому противопоставляется христианскому Богу, т.е приравнивается к его противникам, Сатане, равным ему по назначению : То, иже служат Богу и волю его творят, а не Роду, ни Роженицам, кумиром суетным, а вы поете песнь бесовскую Родоу и Роженицам (Сбор. Троиц, 16 век). Рожаницами многие полагают Ладу и Лелю, хотя ни разу в ППЯ их не именуют так. Яcно, что Рожаницы — девы жизни и судьбы которым с робятъ первыя волосы стригутъ и бабы каши варяъ на собрание рожаницамъ ( Цветник ), и люди еще в 13 веке готовающеи ражаницам трапезоу и исполняюще демонови чьрпания ( Паремейник , 1271 г.) А овце вернии людьи, иже работають Богу, а не рожаницам (Изборник 13 века — Книга нарицаемыя изборникъ и о многъ оць тълкованы ) Ставление трапезы рожаницам i прочая вся служенья дьавола (Пиисiевскiй сборникъ конца XIV в.)

Вас может заинтересовать:  Славянский бог Богумир