Симаргл, Семаргл

Симаргл, Семаргл — русские летописи, предположительно от смага т.е. пламя ( За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, смагу мычючи в пламяне розе ), Огонь-Сварожич, полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным. Пенежный (огненный) змей из заговоров. (Паисъевский сборник св.Григория — 14 век и Златоустов сборник 1271 г.) Огнебог-Йогнебоже по Веде славян Верковича, он же Рарог, Рарожек — сын Сварога по чешским источникам. Затем, уже в православное время, по мнению ак. Б.А.Рыбакова, назван Переплут — бог почвы, корней растений, растительной силы ( Слово Иоанна Злотоуста… како первое погани веровали в идолы и требы им клали… ). Отождествление с Сенмурвом мы полагаем неоправданным, но наверное, есть связь с жар-птицей, приносящей в конечном счете счастье. В средневековье неверно понимался под именем двух богов сразу: Того ради не подобает хрстiаном игръ безовскых играти, иже ест плясанie, гудба, песни мырскыя и жрътва идлъскаа, иже молятся огневи пре овином и вилам и Мокошiи и Симу и Ръглу и Перуну и Роду и Рожаници (Слово о мздоимании по списку XVI века), либо под собственным именем, скажем в слове некоего христолюбца XIV века: i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ — богомъ, же его творятъ — егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ . [Лет. рус.лит. т.IV, отд.3. 89, 92 по А.Афанасьев. Поэтические воззерния славян на природу. т.2, — М.: Индрик, 1994, стр 249 сл.]