Язычество

Религии древних

Главная Древние славяне Культ древних славян



Культ древних славян

культ древних славян

Со времени одомашнивания лошади она всегда была рядом с человеком и считалась благородным, священным животным. Многочисленные исследователи отмечают, что в процессе эволюции человек видел в коне носителя и символ своих богов, поэтому всячески ублажал и украшал его. У древних греков кони Зевса были подкованы на серебряные подковы, четверка лошадей влекла колесницу Гелиоса, Посейдон ездил по морю на паре коней. Боги войны - арийский Индра и персидский Митра - представлялись древним воинам на колесницах, в которые были запряжены божественные кони. Конь являлся атрибутом кельтской богини Эпоны, у Одина был восьминогий конь Слейпнир, и его посланницы-валькирии также ездили верхом.
Первые следы коня в культовых обрядах у племен, населявших в древности славянские земли, появляются в период зарождения религии. В раскопках эпохи среднего палеолита были найдены спрятанные в тайниках челюсти молодой лошади. Этот факт ученые считают древнейшим проявлением тотемизма. В период мезолита рисунки с изображением дикого коня были обнаружены на тотемном столбе, принадлежащем одному из славянских племен, ведущих свое происхождение от мифического предка, в данном случае - коня.
Археологи описывают случай, когда они натолкнулись на останки коров, вместе с которыми были найдены и скелеты лошадей. Все это отнесли к эпохе так называемой мужской культуры. Животные, как видно, были четвертованы, затем соединены вместе и уложены в могильник. Ученые объясняют это тем, что они были культовыми.
Частые находки различных домашних сосудов с изображениями лошадей в погребениях людей указывают на роль лошади как символа божества. В дальнейшем облик коня появляется на урнах, где изображены культовые погребальные обряды.
В период римского влияния и раннего средневековья конь выступает не только в связи с культовыми обрядами, но и как животное, которое приносили в жертву богам-покровителям с целью привлечь их внимание и настроить благожелательно к своему племени. В период раннего средневековья частенько в фундаменты зданий закапывали различные предметы ритуального характера, например конские черепа.
Религия праславян раннего периода находилась на стадии формирования главных божеств - неба, солнца и огня, около которых группировались боги второстепенные. Главными богами считались Сварог, Сварожич, Перун.
Действие культа бога Святовита известно от датчанина Сакса Грамматика, описавшего взятие датским королем в 1168 году Арконы-религиозного центра прибалтийских славян, поклонявшихся Святовиту. В святыне помещалась статуя бога, возле которой лежали удила, седло и меч. Летописец отмечает, что символом Святовита был белый верховой конь. Считалось большим грехом, если кто-либо вырывал у него даже несколько волосков из хвоста. Пасти его и ездить на нем мог только посвященный, дабы не уменьшилась ценность божественного коня.
По вере славян-ругиян на этом белом коне Святовит сражался с врагами, свидетельством чего был сам конь, который, хотя и был закрыт ночью на замок, утром выглядел уставшим, как будто вернулся из далекого похода.
Когда племя собиралось на войну, белого коня использовали для ворожбы. Гадали, удачен ли будет поход. Для этого перед святыней расставляли в три ряда копья, два из них в каждом ряду перекрещивались. Взнузданного коня выводили из стойла, пускали между копьями, и если он трижды переступал через скрещенные копья правой ногой, это считалось хорошим предзнаменованием.
Белый конь Святовита являлся символом бога и у других славянских народов, а римский историк Тацит отмечает, что он почитался и у древних германцев.
Среди богов высшего ранга наиболее чтимым был Перун, которого неизменно изображали с конем и мечом.
Славянская святыня в Щецине была связана с легендарным конем Триглавом, гадание с которым летописец характеризует так: рослый и упитанный вороной конь содержался в конюшне целый год, на нем никто не ездил, и он находился под охраной одного из жрецов. Когда намечался военный поход или набег, устраивали такое гаданье: на землю клали в ряд 9 копий, на расстоянии локтя одно от другого. Затем жрец, ухаживающий за конем, седлал, взнуздывал его и проводил над копьями. Если конь не задевал при этом ни одно из них, гаданье считалось удачным, а после неудачного гаданья этого коня продавали, чтобы он не стал символом несчастья.
В другой святыне Триглава хранилась его золотая статуэтка и серебряное седло, которые язычники прятали от христиан.
Большим почетом у полабских славян пользовался бог Сварожич, который играл важную роль в предсказании будущего, а коня, являвшегося символом этого бога, также использовали в гаданьях, описанных Титмаром в 1018 году.
Суммируя все вышесказанное, извлечённое из описаний древних хроникеров, можно сказать, что все эти кони, как посвященные главным богам, содержались на средства общин и, как существа, общающиеся с богами, использовались для гаданий, в результатах которых усматривали волю богов.
Наступившая в средние века христианизация языческих славянских народов нарушила процесс отправления традиционных публичных племенных культов, однако они еще долгое время бытовали в народе в виде семейных и домашних гаданий, свидетельством чего являются многочисленные изображения лошадей, обнаруженные среди археологических находок на территории польских городов XI-XII веков.
Хотя христианство вторглось в жизнь славян и нарушило отправление языческих культовых обрядов, оно все же не вытеснило из славянской мифологии связь коня с божеством. Так, известный польский историограф М. Чапский приводит в одной из своих работ две краковские песни, в одной из которых поется о том, что на стенах костела св. Кшиштофа развешаны конские кости, как в старых языческих капищах. В другой повествуется о святом Штепане, управляющем четверкой лошадей, запряженных в золотой плуг. В христианских молитвах кашубских славян фигурирует конь по кличке Фоск.
В заключение необходимо отметить, что многие древние обычаи славянских народов, связанные с конем, сохранились до настоящего времени и используются в различных народных праздниках.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Строение вселенной у ацтеков

По представлениям ацтеков вселенная в горизонтальном направлении разделена на четыре части света и центр. В центре владычествует бог огня Шиутекутли (Уеуетеотль). На востоке — бог во...

Обряды инициации в африканских племенах

Среди обрядов жизненного цикла, связанных с рождением и смертью, женитьбой, сбором урожая или подготовкой к нему, охотой и строительствохм дома и т. д., обряды инициации (о...

Авторизация



Обои boutique grandeco

Продажа обоев отечественных и зарубежных производителей. Сравните цены

dizajnerskieoboi.ru

Интернет магазин электронных сигарет

Интернет магазин антенн, продажа, доставка, установка

fruitoil.ru

Археология:

В 3 веке до н. э. Пермь являлась религиозным центром славян

News image

Пермская команда диггеров выделяется на общем российском диггерском фоне страстью к поиску древних сооружений, расположенных ни...

Ашхабад – древнейший город мира? Раскопки туркменских археол

News image

Туркменские археологи по итогам пятого сезона раскопок на городище Акдепе в Ашхабаде пришли к выводу, чт...

В Имеретинской низменности Сочи начались раскопки древних по

News image

Сочинский отряд Института археологии РАН начал полномасштабные охранные спасательные раскопки памятников археологии, попадающих в зону ст...

Первобытность, античные древности, славянские клады, парадно

News image

Министерство культуры РФ и Государственный исторический музей представляют первую выставку из цикла «Музейные тайны и от...


Боги и духи славян:

Перун

News image

Не без оснований его считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перун - покровитель воинов и витязей. Его славили в дни победы и ему приносили же...

Последний бой Перуна

News image

Очень скоро у Перуна появилось ощущение, что у него теперь нет, не только любимой жены, но и родного брата. Исчезло Солнце с горизонта. Не поя...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...