Язычество

Религии древних

Главная Древние славяне Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции



Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции

одежда славян ix-xiii вв. пособие по реконструкции

Племенные различия.

Прежде всего, говоря о славянах, следует определить, до какого периода существовали те или иные племенные имена. Первыми из летописей исчезают поляне (6452 (944) год), затем – древляне (6498 (990) год), новгородские словене (6526 (1018) год), кривичи (6635 (1127) год), дреговичи (6657 (1149) год), радимичи (6677 (1169) год), северяне (6691 (1183) год) и последними – вятичи (6705 (1197) год).1) Постепенно территории этих племён входят в разрастающееся русское государство. После этого, говорить о реконструкции какого-то определённого племени не совсем верно, в первую очередь следует говорить о какой-либо конкретной территории.

ВЯТИЧИ2)

восточнославянское племя, локализуемое «Повестью временных лет» на р. Ока. По курганным материалам XI-XII вв. ареал вятичей очерчивается бассейном этой реки до впадения в неё Прони. Этнографическим признаком этого племени служат семилопастные височные кольца.

ДРЕВЛЯНЕ

восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», между полянами и дреговичами. Ареал курганов, определяемых исследователями как древлянские, занимает междуречье Горыни, Припяти и Тетерева. Большая часть исследованных захоронений не сопровождалась инвентарём. Чаще других встречаются перстнеобразные височные кольца.

ДРЕГОВИЧИ

восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», между реками Припять и Западная Двина. По курганным материалам ареал дреговичей ограничен исследователями на севере верховьями р. Неман и средним течением р. Березины. Наиболее часто встречающимся типом женских височных украшений являются перстнеобразные кольца. Этнографическим признаком дреговичей в курганном инвентаре служат крупные металлические бусы, покрытые зернью.

КРИВИЧИ

восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Летописец не относит кривичей ни к «словенам», пришедшим с юга, ни к «иным языкам». По мнению ряда исследователей, нечёткость летописного определения находит параллель в облике культур смоленско-полоцких и новгородско-псковских длинных курганов; генезис последних связывается с ранней (VI в.) волной проникновения праславян на север Восточной Европы и их смешением с местным населением, финно-уграми и балтами. Высказаны также предположения о расширении ареала кривичей в VI-IX вв. на Псковщину. Этнографическим признаком кривичей служат браслетообразные завязанные височные кольца, распространённые преимущественно в смоленско-полоцком регионе.

ПОЛЯНЕ

восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», в Киевском Поднепровье. Ареал курганов, которые считаются полянскими, полосой охватывает бассейн обоих берегов Днепра между Росью и Сожей. Наиболее распространённым типом женских височных украшений у полян являлись перстнеобразные кольца. В целом обряд погребения и инвентарь курганов полян очень близки таковым волынян, древлян и дреговичей, что объясняется общим происхождением этих восточнославянских группировок от племени дулебов.

РАДИМИЧИ

восточнославянское племя, расселявшееся, согласно «Повести временных лет», по р. Сож. Этнографическим признаком радимичей в курганном инвентаре являются семилучевые височные кольца, ареал которых в Восточной Европе практически не выходит за пределы бассейна р. Сож.

СЕВЕРЯНЕ

восточнославянское племя, расселявшееся, согласно «Повести временных лет», по Десне, Сейму и Суле. Курганные материалы XI-XII вв. позволили Б.А. Рыбакову провести западную границу ареала северян по верховьям последней реки. Инвентарь захоронений XI-XII вв. скуден. Этнографическим признаком северян в курганных древностях этого времени служат спиральные височные кольца.

СЛОВЕНЕ НОВГОРОДСКИЕ

восточнославянское племя, центром расселения которого было Приильменье. По ПВЛ, словене пришли на север с Дуная, «седоша около езера Илмеря» и создали своё княжение. В противовес летописной версии некоторые лингвисты и археологи придерживаются гипотезы о происхождении словен из Польского Поморья. Этнографическим признаком словен в археологических материалах традиционно считаются ромбо - и овальнощитковые височные кольца.

Материалы.

Материи домотканые: грубое сукно, холст (горожане). Лён был либо белый, либо небелёный, а шерсть3) была достаточно разнообразных цветов: натуральные цвета (белый, коричневый, чёрный), красный, зелёный, жёлтый, чёрный, а также моглабыть клетчатой или полосатой. Остальные материи (тонкое шерстяное сукно, шёлк4) тяжелая золотая парча и аксамит (золотая или серебряная ткань с разводами)5), златотканые ленты, различные лёгкие и прозрачные ткани5))6) были привозными.
Экспорт тканей в IX-XI вв. в основном шёл из Византии, Трапезунда, а также из греческого Херсонеса в Крыму, много тканей привозили непосредственно из Азии по торговому пути, шедшему по Хвалынскому (Каспийскому) морю и Волге.5) Конопля упоминается в исторических памятниках наряду со льном только с XI в.7)
Ткани IX-X вв. определённо изготовлены на вертикальном ткацком стане, о чём свидетельствует так называемая третья, или начальная, кромка, вытканная на четырёх дощечках с четырьмя отверстиями, характерная только для вертикального стана8).Не следует забывать, что существует региональная специфика. Например, у вятичей преобладали полушерстяные и шерстяные клетчатые ткани (пестрядь) с различным рисунком клетки, у кривичей же – ткани саржевого переплетения, сукно и войлок. В то же время общее у них то, что под шерстяной тканью найдены остатки тонких тканей полотняного переплетения.9). Обувь изготавливали из древесной коры, лыка (лапти)10), кожи сыромятной и дублёной (юфть11) – толстая,опойка – более тонкая).12). При раскопках культурного слоя XI-XIII вв. в Полоцке получен многообразный и качественный материал по технике обработки и шитью кожаных изделий.13)
Почти все образцы имели естественный рисунок (мерею) на лицевой поверхности; в единичных случаях обнаружена нарезка искусственной мереи в виде чешуек рыбы, а также – украшенный тиснёным орнаментом кошелёк. Сырьём для кож служили шкуры крупного и реже мелкого рогатого скота, причём подошвы выкраивались из более толстого и прочного материала спинной части; средняя толщина образцов – 1-3 мм. Сопротивляемость разрыву самой большой оказалась у башмака из слоя XI в. Данные анализов свидетельствуют, что во всех случаях дубление кож было чисто растительное14).
Часто кожа с лицевой стороны окрашена в чёрный, иногда красный цвет. Меха: овчина, куница15), белка, горностай,16)соболь, лисица, выдра, бобёр. При изготовлении одежды меха использовались для подшивки, или отделки5).

Источники.

Целых предметов одежды IX-XIII вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, находимые при раскопках древнерусских поселений и погребений.12) При этом данных по IX-X вв. чрезвычайно мало. Кроме археологических данных об одежде восточных славян этого периода наиболее полное представление даютнесколько изобразительных источников.5)

1. Codex Gertrudianus (Кодекс Гертруды) – псалтырь XI в. трирского архиепископа Эгберта, с изображением князя Ярополка, его жены Ирины и матери Гертруды.17)

2. «Изборник» Святослава (1073 г.), с миниатюрой, изображающей княжескую семью.

3. Из миниатюр, изображающих целые фигуры в чешском костюме языческого периода, наиболее правильные - в легенде о св. Вацлаве в Вольфенбюттельском кодексе (кон. X - нач. XI вв.)

4. Среди византийских рукописей большой интерес представляет изображение болгар, изъявляющих покорность императору Василию II Болгаробойце (975-1025 гг.), на миниатюре греческого псалтыря нач. XI в. и изображение болгар в менологии того же императора в одеждах славянского типа.

Предметы одежды.

1. ВРЕТИЩЕ – грубая ткань, рогожа, мешковина12).

2. РУБ – кусок ткани, комплект простонародной одежды (рубаха и узкие порты)12).Вид грубой конопляной или льняной рубашки длиной до колен, весьма просторного покроя, с воротом и рукавами5).


РУБАХА, СОРОЧИЦА – главный (иногда единственный) предмет одежды из полотна, тонкой шерсти, шёлковых материй. По покрою – туникообразная (из одного полотнища), клинообразные вставки расширяют подол, ромбические ластовицы в области подмышек; рукава – узкие, длинные; вырез ворота – круглый, или четырёхугольный, а разрез на нём либо «прямой» (посередине груди), либо, реже, «косой» (на левой или правой стороне груди)12) Существуют также иные варианты архаичного кроя. Рис.2.

1. МУЖСКАЯ – до колен (иногда ниже); носили навыпуск, подпоясывая узким ремнём (с металлическими пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно, с кистями); ворот, подол, края рукавов украшались вышивкой.12)

2. ЖЕНСКАЯ – до ступней (до полу – отсюда «подол»), но могла быть и до икр; рукава собирались в складки у запястья и сдерживались обручами (браслетами) из бронзы; пояс в виде шнура с кистями, или шерстяной вязаный; ворот, подол, края рукавов – обильная вышивка, или аппликация из другой ткани.12)

3. СРАКА, СРАЧИЦА – короткая лёгкая свободная туника, украшенная роскошной каймой и застёгивающаяся у шеи или на плече; упоминается в источниках чаще всего в XI в.5)

4. СУКНЯ, СУКНО, СУКЬМАНЬ – более грубая туника, изготовленная из сукна; верхняя одежда.5)

5. ПОРТЫ, ГАЧИ – неширокие, из прямых полотнищ, в шагу – ластовица, пояс широкий, без разреза, на вздержке – гашнике, завязывающейся вокруг талии; ниже колен, но не достигали щиколоток; заправлялись в голенища сапог или онучи /ноговицы/ + «КОПЫТЬЦЕ» (шерстяные носки18)).12)

1) Арциховский А.В. Курганы вятичей. М., 1930.

2) Определение племён дано по: Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

3) Большинство староладожских тканей были шерстяными и выполнены в традиционной технике северной Европы того времени – саржевое переплетение в 4 нитки (2/2). Из 35 исследованных кусков ткани только 2 выполнены в переплетении в 3 нитки (2/1). [Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]

4) Известны шёлковые паруса на русских ладьях в 907 г.

5) Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.

6) Незначительные остатки роскошных тканей сохранились в курганах юга Киевской, Черниговской и Полтавской губерний, однако вопрос этот освещён плохо. [Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.]

7) См. церковный устав князя Ярослава

8) Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.

9) Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 94-95.

10) Существование лаптей в IX-XIII вв. – вопрос спорный, но М.Г. Рабинович и М.А. Сабурова считают лапти наиболее архаичным видом обуви.

11) Термин «юфть» («юхта») появляется в источниках с XVI в. для обозначения кожи, выделанной из шкур коровьих и небольших бычьих. [Вахрос И.С. Наименование обуви в русском языке. Хельсинки, 1959. С. 34.]

12) Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.

13) Найдены орудия кожевенного и сапожного ремёсел (10 колодок-правил, шилья, ножи, иглы), готовая обувь (детали от нескольких сотен экземпляров) и другие изделия из кожи. [Штыхов Г.В. Древний Полоцк IX-XIII вв. Минск, 1975. С. 72-80.]

14) Качественное исследование вымываемых у всех образцов указывает на применение при их дублении таннидов ивы (ивовая кора). [Штыхов Г.В. Древний Полоцк IX-XIII вв. Минск, 1975. С. 73.]

15) Киевский князь Олег в 883 г. стал брать дань с древлян куньими шкурками. [ Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]

16) Под 859 г. в ПВЛ говорится, что поляне, вятичи и северяне платили дань хазарам по беличьей и горностаевой шкурке с каждого двора. [ Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]

17) Подробнее см.: Кондакова Н. Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. Пб., 1906.

18) По Нидерле – короткие, доходившие до колена чулки. Найдены в Полоцке, Белоозере.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Исламизм ещё одна ветвь религии

News image

Исламизмом можно считать совокупность некоторых религиозных движений в исламе, а если быть точным, то в его шиитской ветви, которое зародилось в восьмом веке. Особенно важно ...

Верования Золотой Орды. Семейно-родовые культы

Семейно-родовые культы почитания умерших предков, прародителей и сородичей, составляли одну из важнейших частей языческих верований многих кочевых народов. В их основе лежит вера в то, чт...

Авторизация



Археология:

Крупная находка редких монет на Севере Англии

News image

Группа охотников-любителей за сокровищами из Великобритании обнаружила 178 редких монет периода правления Генриха I (XII ве...

Загадочный город древних вятичей

News image

Все попытки христианских миссионеров проникнуть сюда, дабы «спасти заблудшие в бескрайних вятичских лесах славянские души», бы...

Ашхабад – древнейший город мира? Раскопки туркменских археол

News image

Туркменские археологи по итогам пятого сезона раскопок на городище Акдепе в Ашхабаде пришли к выводу, чт...

Археологическая культура поморских и полабских славян

News image

Археологическая культура поморских и полабских славян VI и последующих веков стоит в стороне от известных сл...

http://www.tddialog.com/zhenskaya-odezhda-optom/bluzki/ - женские блузки оптом новосибирск

Боги и духи славян:

Сварог и Лада – славянские боги

News image

Славянский бог Сварог и Лада богиня являются образами женского и мужского начала Рода, его первыми и главными детьми. Когда из огромного Золотого яйца на свет ...

Славянский бог Герман

News image

Герман или как его еще называют Джерман, является мифологическим персонажем на юге Славянии. Он воплощает плодородие. Когда люди осуществляли болгарский обряд вызывания дождя, представлялась глиняная ку...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...