Язычество

Религии древних

Главная Древние славяне Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции



Одежда славян IX-XIII вв. Пособие по реконструкции

одежда славян ix-xiii вв. пособие по реконструкции

Племенные различия.

Прежде всего, говоря о славянах, следует определить, до какого периода существовали те или иные племенные имена. Первыми из летописей исчезают поляне (6452 (944) год), затем – древляне (6498 (990) год), новгородские словене (6526 (1018) год), кривичи (6635 (1127) год), дреговичи (6657 (1149) год), радимичи (6677 (1169) год), северяне (6691 (1183) год) и последними – вятичи (6705 (1197) год).1) Постепенно территории этих племён входят в разрастающееся русское государство. После этого, говорить о реконструкции какого-то определённого племени не совсем верно, в первую очередь следует говорить о какой-либо конкретной территории.

ВЯТИЧИ2)

восточнославянское племя, локализуемое «Повестью временных лет» на р. Ока. По курганным материалам XI-XII вв. ареал вятичей очерчивается бассейном этой реки до впадения в неё Прони. Этнографическим признаком этого племени служат семилопастные височные кольца.

ДРЕВЛЯНЕ

восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», между полянами и дреговичами. Ареал курганов, определяемых исследователями как древлянские, занимает междуречье Горыни, Припяти и Тетерева. Большая часть исследованных захоронений не сопровождалась инвентарём. Чаще других встречаются перстнеобразные височные кольца.

ДРЕГОВИЧИ

восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», между реками Припять и Западная Двина. По курганным материалам ареал дреговичей ограничен исследователями на севере верховьями р. Неман и средним течением р. Березины. Наиболее часто встречающимся типом женских височных украшений являются перстнеобразные кольца. Этнографическим признаком дреговичей в курганном инвентаре служат крупные металлические бусы, покрытые зернью.

КРИВИЧИ

восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Летописец не относит кривичей ни к «словенам», пришедшим с юга, ни к «иным языкам». По мнению ряда исследователей, нечёткость летописного определения находит параллель в облике культур смоленско-полоцких и новгородско-псковских длинных курганов; генезис последних связывается с ранней (VI в.) волной проникновения праславян на север Восточной Европы и их смешением с местным населением, финно-уграми и балтами. Высказаны также предположения о расширении ареала кривичей в VI-IX вв. на Псковщину. Этнографическим признаком кривичей служат браслетообразные завязанные височные кольца, распространённые преимущественно в смоленско-полоцком регионе.

ПОЛЯНЕ

восточнославянское племя, расселявшееся, по «Повести временных лет», в Киевском Поднепровье. Ареал курганов, которые считаются полянскими, полосой охватывает бассейн обоих берегов Днепра между Росью и Сожей. Наиболее распространённым типом женских височных украшений у полян являлись перстнеобразные кольца. В целом обряд погребения и инвентарь курганов полян очень близки таковым волынян, древлян и дреговичей, что объясняется общим происхождением этих восточнославянских группировок от племени дулебов.

РАДИМИЧИ

восточнославянское племя, расселявшееся, согласно «Повести временных лет», по р. Сож. Этнографическим признаком радимичей в курганном инвентаре являются семилучевые височные кольца, ареал которых в Восточной Европе практически не выходит за пределы бассейна р. Сож.

СЕВЕРЯНЕ

восточнославянское племя, расселявшееся, согласно «Повести временных лет», по Десне, Сейму и Суле. Курганные материалы XI-XII вв. позволили Б.А. Рыбакову провести западную границу ареала северян по верховьям последней реки. Инвентарь захоронений XI-XII вв. скуден. Этнографическим признаком северян в курганных древностях этого времени служат спиральные височные кольца.

СЛОВЕНЕ НОВГОРОДСКИЕ

восточнославянское племя, центром расселения которого было Приильменье. По ПВЛ, словене пришли на север с Дуная, «седоша около езера Илмеря» и создали своё княжение. В противовес летописной версии некоторые лингвисты и археологи придерживаются гипотезы о происхождении словен из Польского Поморья. Этнографическим признаком словен в археологических материалах традиционно считаются ромбо - и овальнощитковые височные кольца.

Материалы.

Материи домотканые: грубое сукно, холст (горожане). Лён был либо белый, либо небелёный, а шерсть3) была достаточно разнообразных цветов: натуральные цвета (белый, коричневый, чёрный), красный, зелёный, жёлтый, чёрный, а также моглабыть клетчатой или полосатой. Остальные материи (тонкое шерстяное сукно, шёлк4) тяжелая золотая парча и аксамит (золотая или серебряная ткань с разводами)5), златотканые ленты, различные лёгкие и прозрачные ткани5))6) были привозными.
Экспорт тканей в IX-XI вв. в основном шёл из Византии, Трапезунда, а также из греческого Херсонеса в Крыму, много тканей привозили непосредственно из Азии по торговому пути, шедшему по Хвалынскому (Каспийскому) морю и Волге.5) Конопля упоминается в исторических памятниках наряду со льном только с XI в.7)
Ткани IX-X вв. определённо изготовлены на вертикальном ткацком стане, о чём свидетельствует так называемая третья, или начальная, кромка, вытканная на четырёх дощечках с четырьмя отверстиями, характерная только для вертикального стана8).Не следует забывать, что существует региональная специфика. Например, у вятичей преобладали полушерстяные и шерстяные клетчатые ткани (пестрядь) с различным рисунком клетки, у кривичей же – ткани саржевого переплетения, сукно и войлок. В то же время общее у них то, что под шерстяной тканью найдены остатки тонких тканей полотняного переплетения.9). Обувь изготавливали из древесной коры, лыка (лапти)10), кожи сыромятной и дублёной (юфть11) – толстая,опойка – более тонкая).12). При раскопках культурного слоя XI-XIII вв. в Полоцке получен многообразный и качественный материал по технике обработки и шитью кожаных изделий.13)
Почти все образцы имели естественный рисунок (мерею) на лицевой поверхности; в единичных случаях обнаружена нарезка искусственной мереи в виде чешуек рыбы, а также – украшенный тиснёным орнаментом кошелёк. Сырьём для кож служили шкуры крупного и реже мелкого рогатого скота, причём подошвы выкраивались из более толстого и прочного материала спинной части; средняя толщина образцов – 1-3 мм. Сопротивляемость разрыву самой большой оказалась у башмака из слоя XI в. Данные анализов свидетельствуют, что во всех случаях дубление кож было чисто растительное14).
Часто кожа с лицевой стороны окрашена в чёрный, иногда красный цвет. Меха: овчина, куница15), белка, горностай,16)соболь, лисица, выдра, бобёр. При изготовлении одежды меха использовались для подшивки, или отделки5).

Источники.

Целых предметов одежды IX-XIII вв. до нашего времени не сохранилось, и основным источником служат остатки одежды и украшения, находимые при раскопках древнерусских поселений и погребений.12) При этом данных по IX-X вв. чрезвычайно мало. Кроме археологических данных об одежде восточных славян этого периода наиболее полное представление даютнесколько изобразительных источников.5)

1. Codex Gertrudianus (Кодекс Гертруды) – псалтырь XI в. трирского архиепископа Эгберта, с изображением князя Ярополка, его жены Ирины и матери Гертруды.17)

2. «Изборник» Святослава (1073 г.), с миниатюрой, изображающей княжескую семью.

3. Из миниатюр, изображающих целые фигуры в чешском костюме языческого периода, наиболее правильные - в легенде о св. Вацлаве в Вольфенбюттельском кодексе (кон. X - нач. XI вв.)

4. Среди византийских рукописей большой интерес представляет изображение болгар, изъявляющих покорность императору Василию II Болгаробойце (975-1025 гг.), на миниатюре греческого псалтыря нач. XI в. и изображение болгар в менологии того же императора в одеждах славянского типа.

Предметы одежды.

1. ВРЕТИЩЕ – грубая ткань, рогожа, мешковина12).

2. РУБ – кусок ткани, комплект простонародной одежды (рубаха и узкие порты)12).Вид грубой конопляной или льняной рубашки длиной до колен, весьма просторного покроя, с воротом и рукавами5).


РУБАХА, СОРОЧИЦА – главный (иногда единственный) предмет одежды из полотна, тонкой шерсти, шёлковых материй. По покрою – туникообразная (из одного полотнища), клинообразные вставки расширяют подол, ромбические ластовицы в области подмышек; рукава – узкие, длинные; вырез ворота – круглый, или четырёхугольный, а разрез на нём либо «прямой» (посередине груди), либо, реже, «косой» (на левой или правой стороне груди)12) Существуют также иные варианты архаичного кроя. Рис.2.

1. МУЖСКАЯ – до колен (иногда ниже); носили навыпуск, подпоясывая узким ремнём (с металлическими пряжкой и бляшками) или тканым шнурком (возможно, с кистями); ворот, подол, края рукавов украшались вышивкой.12)

2. ЖЕНСКАЯ – до ступней (до полу – отсюда «подол»), но могла быть и до икр; рукава собирались в складки у запястья и сдерживались обручами (браслетами) из бронзы; пояс в виде шнура с кистями, или шерстяной вязаный; ворот, подол, края рукавов – обильная вышивка, или аппликация из другой ткани.12)

3. СРАКА, СРАЧИЦА – короткая лёгкая свободная туника, украшенная роскошной каймой и застёгивающаяся у шеи или на плече; упоминается в источниках чаще всего в XI в.5)

4. СУКНЯ, СУКНО, СУКЬМАНЬ – более грубая туника, изготовленная из сукна; верхняя одежда.5)

5. ПОРТЫ, ГАЧИ – неширокие, из прямых полотнищ, в шагу – ластовица, пояс широкий, без разреза, на вздержке – гашнике, завязывающейся вокруг талии; ниже колен, но не достигали щиколоток; заправлялись в голенища сапог или онучи /ноговицы/ + «КОПЫТЬЦЕ» (шерстяные носки18)).12)

1) Арциховский А.В. Курганы вятичей. М., 1930.

2) Определение племён дано по: Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

3) Большинство староладожских тканей были шерстяными и выполнены в традиционной технике северной Европы того времени – саржевое переплетение в 4 нитки (2/2). Из 35 исследованных кусков ткани только 2 выполнены в переплетении в 3 нитки (2/1). [Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]

4) Известны шёлковые паруса на русских ладьях в 907 г.

5) Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.

6) Незначительные остатки роскошных тканей сохранились в курганах юга Киевской, Черниговской и Полтавской губерний, однако вопрос этот освещён плохо. [Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000. С. 243-273.]

7) См. церковный устав князя Ярослава

8) Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.

9) Сабурова М.А. Древнерусский костюм// Археология. Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 94-95.

10) Существование лаптей в IX-XIII вв. – вопрос спорный, но М.Г. Рабинович и М.А. Сабурова считают лапти наиболее архаичным видом обуви.

11) Термин «юфть» («юхта») появляется в источниках с XVI в. для обозначения кожи, выделанной из шкур коровьих и небольших бычьих. [Вахрос И.С. Наименование обуви в русском языке. Хельсинки, 1959. С. 34.]

12) Рабинович М.Г. Древнерусская одежда IX-XIII вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.

13) Найдены орудия кожевенного и сапожного ремёсел (10 колодок-правил, шилья, ножи, иглы), готовая обувь (детали от нескольких сотен экземпляров) и другие изделия из кожи. [Штыхов Г.В. Древний Полоцк IX-XIII вв. Минск, 1975. С. 72-80.]

14) Качественное исследование вымываемых у всех образцов указывает на применение при их дублении таннидов ивы (ивовая кора). [Штыхов Г.В. Древний Полоцк IX-XIII вв. Минск, 1975. С. 73.]

15) Киевский князь Олег в 883 г. стал брать дань с древлян куньими шкурками. [ Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]

16) Под 859 г. в ПВЛ говорится, что поляне, вятичи и северяне платили дань хазарам по беличьей и горностаевой шкурке с каждого двора. [ Седов В.В. Одежда Восточных славян VI-IX вв.// Древняя одежда народов Восточной Европы. М., 1986.]

17) Подробнее см.: Кондакова Н. Изображение русской княжеской семьи в миниатюрах XI в. Пб., 1906.

18) По Нидерле – короткие, доходившие до колена чулки. Найдены в Полоцке, Белоозере.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Синтоизм

News image

Синтоизм - это традиционная религия Японии. Эта религия синто от китайского происхождения, кит. Дао, понятие ками-но-мити, японское понятие означает "путь богов" или "путь духов". Понятие довольно да...

Религиозный фетишизм

News image

Фетишизм, анимизм, тотемизм – это формы первобытной религии, которые позже были трансформированы в иные верования. Религиозный первобытный фетишизм подразумевал культ неодушевленных предметов-фетишей, которые якобы облад...

Авторизация



Археология:

Этногенез восточных славян

News image

Этногенез – момент зарождения и последующий процесс развития  какого-либо   народа, приведший к определенному состоянию, виду, яв...

Археолог рассказывает о парадоксах человеческой памяти, о ра

News image

О своём отношении к раскопкам курганов, а также об их значении для истории и о со...

Археология

News image

Археология (от греч.archaios - древний, logos - наука ) - наука о древностях. По оп...

Рунический алфавит

News image

Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев, славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к сев...

http://www.tddialog.com/zhenskaya-odezhda-optom/bluzki/ - женские блузки оптом новосибирск

Боги и духи славян:

Леля

News image

Богиня девичьей любви, покровительница влюбленных, красоты, счастья, богиня весны и первой зелени. Дочь Лады. Всем знакома опера Римского-Корсакова Снегурочка и знаком один из ее пе...

Бог солнца в славянской мифологии и календарь

News image

Как известно, бог солнца в славянской мифологии имеет четыре ипостаси. С учетом этого, составлялся и древнеславянский календарь: четыре периода и каждый привязан к определенному богу:...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...