Восточнославянская демонология

Демонология является чуть ли не единственным разделом в славянской мифологии, который доступен для непосредственного наблюдения и изучения в его живом существовании. Демонология является неотъемлемой частью языческого миропонимания, представляю собой комплекс верования и понятий о низших мифологических существах, которые мыслились как тождественные друг другу, «серийными», без ярко выраженных индивидуальных черт. Этнографы и фольклористы черпают сведения о них из самых разнообразных источников, в первую очередь из своих записей бесед с носителями языческой культуры и произведений специфического фольклорного жанра — небольших рассказов, которые посвящены встречам с нечистью, случившихся либо с самим рассказчиком (былинки), либо с кем-то другим (бывальщины). Такие истории рассказывали на длительных вечерних посиделках подле костра.

Народные предания по-разному толковали происхождение нечистой силы. Говорили, что черт сотворил нечисть, подражая Богу при сотворении мира; что Адам побоялся поведать Богу о множестве своих детей, и спрятанные им отпрыски превратились в темную силу. Можно встретить и такое объяснение, что нечисть является восставшими против Бога ангелами, низложенными с неба в тартар и на землю. Кто угодил в воду — сделался водяным, в лес — лешим, в дом — домовым. Несмотря на то, что облик у приведенных объяснений христианский, перед нами бесспорно рудименты языческой веры во множество духов природы, которые воплощают все сферы мира, известного человеку.

С принятием Христианства, древних богов объявили бесами, однако в существовании их никто не усомнился. Мелкие же демоны природы остались совсем неизменными, вероятно, сохранив, даже свои прежние наименования и в новом язычестве.

Базируясь на народных рассказах даже можно составить примерные «портреты» разнообразной нечистой силы, с которой всё время имел дело человек. Например, леший (лесовик, лесной, лешак и пр.), являлся людям в образах простого человека; родственника или знакомого; старика, чинящего лапоть при лунном свете; человека с рогами и в шерсти; великана; вихря на дороге, ягненка оленихи. Леший – это хозяин леса, живущий в непроходимой чаще. Если эхо раздается по лесу, это значит, что откликается леший. Он любит сбивать с пути людей, а сделав своё дело, громко смеется и хлопает в ладоши.

Водяной — зачастую такой же мохнатый и черный, как леший, однако может являться в образе ребенка, ягненка, собаки, селезня, рыбы, лебедя, старика. Обитает он на самом дне глубокой реки или озера, под водяной мельницей, в омуте. В ночное время, бывает, он вылезает на берег и расчесывает волосы; то же может приделывать и его супруга, уродливая водяница (водяниха). Как и леший, водяной, женолюбив и вообще, любитель похищать людей, навсегда оказывающихся в его подводных чертогах.

Русалка отчасти напоминает водяниху, однако ее образ довольно сильно изменяется по регионам. В большей части северных районов такого образа совсем не знают, а если и знают, то представляют русалку старой уродливой женщиной с обвисшими грудями, совершенно не имеющую связь с водной стихией. Больше известен нам тип лесной или речной красавицы, расчесывающей волосы, губящей девиц и чарующей мужчин.

Распространен образ не только водяных, но и полевые, лесных русалок. Полевые живут во ржи и напоминают полудниц — иных демонических женских существ. Полудницы — красивые высокие девушки в белых одеяниях, которые ходят по полям во время жатвы и наказывают жнущих в полдень.

Домовым называют домашний дух, который известен в виде черного страшного человека, заросшего шерстью, однако может показываться и как женщина (кикимора), свинья, кошка, крыса, теленок, собака, серый баран, медведь, черный; встречаются сведения и о змеиной природе домового. Домовой считается полезным духом, предупреждающим о предстоящей беде, помогающим по хозяйству.

С ходом времени, низшие уровни в мифологической системе практически не изменились. Конечно, каждый новый год в язычестве происходили изменения, однако демонология, впитав в себя представления христианства, своей древней сути не поменяла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *