Язычество

Религии древних

Главная Приметы славян Приметы связанные с живностью



Приметы связанные с живностью

В доме тепло, а кошка на печке лежит - быть морозу. Если кошка голову под брюхо прячет - к морозу. Если летом кошка спит калачиком - к близкому ненастью. - Многочисленные приметы, связанные с кошкой и предвещающие ту или иную погоду, основаны на том, что кошка очень чувствительна к погодным переменам и может предчувствовать их. Тяга к теплу перед похолоданием у кошек осталась и после исчезновения печей. Если вы внимательно понаблюдаете, то увидите, что перед морозом кошка лежит на батарее парового отопления: она словно бы набирается тепла на период холодов (мы уже коротко упоминали об этом в начале книги). Значит, есть смысл учитывать народные приметы, в которых явно просматривается причинно-следственная связь.

Кто кошку любит - дом от беды бережет. Кота убить - семь лет удачи не видать. Кошку в дорогу не берут: от нее лошади сохнут. - Приметы эти могут показаться на первый взгляд взаимоисключающими. Но это не так. С домом кошка (кот) связана навечно: она и мышей ловит, и самое здоровое место находит, и погоду предсказывает, и хозяину (хозяйке) во время болезни пытается помочь. Кошка бережет дом и от змей: они очень боятся кошек, не вступают с ними в борьбу, а предпочитают бежать с места встречи. Что касается лошадей, то они действительно становятся пугливыми и мнительными, чутко реагируя на присутствие кошки, которую узнают по запаху. Дело в том, что лошади генетически опасаются всех кошачьих: тигров, барсов, львов - за одно и их мелких родственников кошек. Поэтому для них страшнее кошки зверя нет .

Волк дорогу перебежал - к счастью. - Примета странная, если учесть, что волков всегда боялись и даже признавали за ними родство с нечистой силой. Объяснением приметы может служить то, что опасность миновала. А еще то, что покровителем и волка, и стад считается один и тот же святой - Георгий (в дохристианские времена - Велес). Об этом пословица: Что у волка в зубах, то Георгий дал . То есть не по своей воле он овечку съел, а по воле Божией. Являясь частично порождением нечистой силы, волк в то же время находится во вражде с нею. Поэтому его когти, зубы и шерсть нередко используются в народе как средство от болезней.

Божию коровку никогда не убивай - бедой обернется. - Запрет основан на необходимости охранять это насекомое, чрезвычайно полезное в сельском хозяйстве, ибо оно уничтожает тлю. В сущности, тля и есть беда для крестьянина.

Белка дорогу перебежит - не к добру. - Возможно, тут сказывается некое приравнивание белки к кошке: перебегание дороги кошкой (в отличие от волка!) не считалось благоприятным. Некоторые исследователи считают, что такое отношение к зверьку с пушистым хвостом основано на том, что некогда он был единственным свидетелем грехопадения Адама и Евы; следовательно, в натуре белки - быть рядом с грешным делом. Однако реально многие из нас встречали белок в городских парках, те не раз перебегали нам дорогу - и никаких особых невзгод мы после этого не испытывали. Скорее всего, все приметы о перебегании кем-то дороги связаны не с реальностью, а с мистическим нарушением цельности пути.

Воробей - проклятая птица, надо его гнать от дома. - Суеверие это уходит корнями в легенду об Иисусе. Во время распятия Иисуса ласточки уносили в своих клювах гвозди подальше от креста, а воробьи снова их приносили. Считается, что с той поры они прокляты и потому не шагают, как прочие птицы, а прыгают: на их лапах висят невидимые оковы. Не удивительно в этой связи и такое поверье: если воробей влетит в избу - это к вестям о покойнике. Имеет право на существование и бытовая версия: воробья отовсюду гонят из-за того, что он - воришка. На этом фоне выглядит парадоксальной (и все же существует) примета: если воробей привидится во сне - это к любовным делам.

Стая галок или ворон перед домом с утра кричит - к худу. - Эта и прочие отрицательные приметы основаны на уверенности, что галки и вороны - птицы дьявола; более того, ведьмы любят превращаться именно в галок и ворон. Бытовой же смысл приметы прост: крики галок и ворон далеки от музыкальности, слушать их гвалт неприятно.

Если ворон сядет на крышу дома и прокаркает, то в доме вскоре кто-то умрет. - В основе лежит отношение к ворону как к изначально зловещей птице. Наверное, нет ни одного поверья, ни одной приметы, где ворон играл бы положительную роль. Причина в том, что питается он падалью, мертвечиной; в сознании и установилась такая причинно-следственная связь: прилетел ворон - быть мертвечине. Даже во сне увиденные ворон или ворона означают смерть, голод, в лучшем случае - неприятности.

Паука нельзя убивать - несчастье случится. (Но существует и обратная примета: хочешь счастья - убей паука.) Внезапно паучка на паутине увидеть - к письму. - Диаметрально разное отношение объясняется тем, что, с одной стороны, паук - существо отпугивающее, связанное с углом, с темным миром, но, с другой стороны, его способность ткать паутину приближает это насекомое к домашнему ремеслу. Поэтому сам паук воспринимается как вестник несчастья, но паук на паутинке (или даже сама паутинка) предвещает новость, письмо, сообщение, ибо каждый кусочек новой, свежей паутины появляется прямо на наших глазах.

Стучит в окно синица или другая птица (кроме вороны, ворона) - к доброму известию. - Птицы издавна воспринимались как олицетворение душ умерших (за исключением ворона, вороны - птиц нечистых). Однако не во всех местностях птичка за окном воспринимается как добрый знак, в некоторых - наоборот. Вероятнее всего, в таких случаях произошла подмена, ибо традиционно считается, что не к добру - влетевшая в дом птица, а не стучащаяся в окошко. Конечно, большую роль играет в этих поверьях само по себе окно. Ведь в давние времена именно через окно выносили гроб, оно являлось своего рода туннелем связи между живущими и умершими. Ну а с точки зрения психологического влияния, естественно, более приятно, спокойно и радостно, если увидишь за стеклом синицу, нежели ворону.

Залетела бабочка в дом - выпусти, а то будет несчастье. - Примета основана на уверенности, что бабочка - это душа умершего. Залетевшую в дом бабочку убивать нельзя - надо осторожно поймать ее и выпустить в окно (как и залетевшую в дом божью коровку). Я знал коллекционера бабочек, который позволял себе не верить в эту примету и пришпилил к стене целый ряд особей, имевших неосторожность залететь в его дачный дом. Слава Богу, жив по сей день.

Кто ласточку убьет, того покинут удачи в домашнем хозяйстве. - Ласточка устраивает гнездо рядом с человеческим жильем и всегда почиталась как домовитая хозяйка. Она любит светлые сухие места и в нездоровом, болотистом месте жить не будет. Поэтому люди радуются появлению ласточки над карнизом своего дома и оберегают ее.

Хочешь уберечь дом от воров - держи у себя черную кошку, или черную собаку, или черного петуха. - Для своих эта черная живность - домашняя, не страшная, а чужим, в том числе ворам, несчастье приносит. Увидит вор черную кошку, которая ему дорогу переходит, - и побоится воровать. Благодаря таким приметам, видимо, и уцелели черные кошки: и они пригодились.

Муравьи завелись в доме - к добру. - В наше время, несмотря на эту примету, с муравьями борются, пытаясь извести их всеми силами (что не всегда удается). Поверье построено на том, что муравьи - семейные насекомые: они тоже имеют свой дом, свою иерархию, разделение труда - есть разведчики, охотники, нянечки, дворники и т.д. Не последнюю роль для формирования поверья имело число муравьев: поскольку их всегда много, то и добра должно быть много. Немаловажным было и соображение, что в доме, где нечем поживиться, и муравьи не водятся. Возможно, муравьям отводилась также роль безвредных чистильщиков: малейшую крошку обнаружат и подберут.

Лошадь спотыкается - удачи не жди. - Лошадь - один из наиболее давних спутников человека, и потому за века совместного проживания человек наделил лошадь огромным числом способностей, которые ей не всегда и присущи. При этом несомненно, что лошадь - умное, тонко чувствующее животное. Она чутко реагирует на опасность: прекрасное обоняние позволяет ей издалека реагировать на запах хищника. Чует она и воду, траву, даже если до них еще значительное расстояние. Спотыкающаяся лошадь - символ беды: значит, что-то не так либо с ней самой, либо вокруг. В мистическом плане спотыкающаяся лошадь ассоциировалась (в отличие от лошади резвой, скачущей) с тем светом. Это пошло с давних времен, когда гроб с телом покойного на кладбище везли именно на лошади. Спотыкаясь, понуро возвращался конь и с поля боя, везя на себе убитого седока. И, наконец (переходя вновь от мистики к быту), спотыкающаяся лошадь может быть больной, что, естественно, предвещает неудачу в крестьянском хозяйстве.

Встретить лисицу - к плохим вестям. - Примета связана скорее с образом этого зверька, нарисованном в многочисленных сказках, чем с реальными наблюдениями: лиса всегда изображалась как хитрая, коварная, недобрая. А реально лиса, встреченная недалеко от жилья, может предвещать недостачу кур и прочей домашней живности. Не случайно и о людях существует пословица: Где я лисой пройду, там три года куры водиться не будут .

Слушая кукушку, звени мелочью в кармане, тогда деньги водиться будут. - С кукушкой в народе связано гораздо больше запретов и негативных наблюдений, чем положительных. Так, считается, что обкукованному натощак грозит несчастье; нельзя сеять целый ряд растений, когда раздается кукование; ее голос в непосредственной близости к дому предвещает чью-либо смерть и т.д. Но, поскольку она имеет особенность куковать подолгу, народ связывает это с возможностью что-нибудь загадать: продолжительность ли жизни или, как в данном случае, денег столько, сколько она накукует. Знающие люди говорят, что поверье сбудется только в том случае, если это будет первая весенняя кукушка, которую вы услышите, и если в этот момент вы будете веселым, а не угрюмым.

Куры все враз закудахтали - ссоры не миновать. - Основано на внешней похожести кудахтанья и шума ссоры, когда все одно временно кричат. Но поскольку враз закудахтать куры могут из-за появления хищника (той же лисы), то и в самом деле возможна ссора - из-за того, что кто-то из хозяев недоглядел за курами. О курах существует множество пословиц: носится, как курица с яйцом; курица гогочет, а петух молчит; скажешь курице, а она всей улице - и т.д. Еще одна иносказательная народная мудрость: Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся .

Кот лапкой морду умывает - гостей намывает. - Связь между котом и гостями скорее обратная: после ухода гостей накормленный кот умывает мордочку. Но со временем в памяти осталось основное наблюдение: пир с гостями - умывающийся кот. Если учесть, что в деревне в гости принято ходить не в будние дни (занятые трудом), а в праздники, то примета станет еще более ясной: в праздник гости идут друг за другом; остатков пищи много, и коту раздолье - только успевай умываться.

Черная кошка дорогу перебежит - не видать удачи в этот день. Надо или повернуться вокруг своей оси, или, разломив на две части прут, бросить обломки в разные стороны. Можно на правой руке скрестить пальцы, положив средний на указательный. - Черная кошка - один из наиболее зловещих символов в славянской мифоло-гии. Она напрямую связана с нечистой силой, с ведьмами, ею оборачиваются колдуньи и т.д. Этот мотив нашел широчайшее отражение и в народных сказках, и в литературе (достаточно вспомнить хотя бы повести Гоголя). Соответственно счи-тается, что перебежавшая дорогу черная кошка может навлечь на человека неудачу. Как избавиться от такого сглаза ? Повернуться вокруг своей оси, то есть начать путь заново, с нового витка . Разломать прут, то есть разомкнуть замкнутую кошкой дорогу, снова освободить эту дорогу для себя, сделать ее от-крытой и чистой. Скрестить пальцы (иногда - взяться за пуговицу), то есть прибегнуть к помощи символического креста (пуговицы нередко пришиваются нитками, образующими фор-му крестика). Существуют и другие приемы-обереги, хотя надо честно признать, что бедное животное страдает ни за что ни про что - только из-за цвета шерсти. Подобное же отношение зафиксировано практически ко всему черному. Идет это от дохристианских времен, атмосфера которых талантливо передана А.Н. Островским в Снегурочке : народ-солнцепоклонник не расположен был считать добрыми качествами холодность, мрачность, угрюмость, символами чего являются темнота и черный цвет.

За подаренного кота обязательно надо дать выкуп, а то либо погибнет, либо убежит. - Основа этой приметы больше мистическая, чем реальная: в старину всякое дело начиналось с жертвы - с выделения какой-то части своего достатка в пользу богов или людей. Даже поднося бокал к губам, часть вина выплескивали на землю. Видимо, в этом отразились вековые наблюдения: человеку ничего не дается даром, и потому, получая что-то себе, надо частью приобретенного поделиться с другими. Выкуп в наше время чаще всего дают за носовой платок, что является отзвуком все того же народного установления: ничего, даже малейшего пустяка, не бери даром.

Ласточки низко летают - к дождю. - Это вполне реальная примета, проверенная веками. Объяснение достаточно простое. Ласточка летает с открытым клювом, захватывая им мошкару. Перед дождем атмосферное давление понижается, и мошкара летает низко над землей. Следовательно, и ласточки добывают этот корм, снижаясь.

Муха в суп попала - жди скорого подарка. - Вряд ли в этом кроется какой-либо действительный смысл, кроме одного: жалко выливать суп. Поэтому брезгливому человеку, увидевшему в своей тарелке муху, говорят о грядущем подарке, намекая: либо подарка лишишься, либо вынь муху да и продолжай есть. Речь идет о первом блюде, ибо со второго даже и брезгливый человек просто смахнет муху рукой, без поползновений на то, чтобы выбросить все содержимое. А потому и подарок ему сулить в этом случае необязательно.

Среди зимы муха в доме летает - к покойнику. - Суеверие из числа мистических. Одно из возможных объяснений его: если мертвое ожило, то живое должно умереть; ожившее тело мухи должно забрать чью-то душу. Трудно поверить, что в этом есть реальный смысл, однако не могу не поделиться одним личным наблюдением. Несколько лет назад мне довелось наблюдать человека, который в феврале ловил в комнате мух. Ему казалось, что они летают у его лица. На самом деле никаких мух не было. Невзирая на мои успокоительные заверения, он сказал: Это к смерти . Через два дня я узнал о его кончине. Потом я спрашивал у домашних, знал ли покойный о такой примете. Оказывается, знал. Поэтому можно предположить, что в данном случае имел место эффект ожидания этих мух. Хотя, может быть, он действительно видел то, что было недоступно моему взору?..

Черные тараканы в доме - к богатству, рыжие тараканы - к печали. - Объясняется это поверье так же, как и связанное с муравьями в доме. Тараканы появляются там, где не очень тщательно убирают, где остаются крошки или любая иная пища. То есть, другими словами, там, где живут достаточно обеспеченные люди, позволяющие себе не считать куски. Всего тараканов существует более трех с половиной тысяч видов, но в жилище человека чаще всего обитают черные и прусаки . Разделение тараканов на черных и рыжих явно сделано по той причине, что с рыжими труднее бороться, они быстрее плодятся. К тому же они чаще являются переносчиками возбудителей инфекционных заболеваний.

Если насест обвешать битыми кувшинами, куры хорошо нестись будут. Если найти камень с дырой и повесить в курятнике, куры целы будут. - Битый кувшин здесь тоже символизирует куриного бога - многим известный камешек с дыркой. Считается, что такие предметы оберегают кур и помогают им нестись. Скорее всего, эти предметы прежде всего оберегали от сглаза, поскольку взгляд любого прежде всего останавливался на них. Именно поэтому горшки без донышек (а также и бутылки, и любая иная посуда) красовались на шестах - чтобы издали видно было. Может быть, хозяйки поддерживают эту примету по той простой причине, что им со старой посудой жалко расставаться. Но, в любом случае, автору этих строк по приезде в деревню не раз доводилось слышать: Ты сначала на горшки посмотри, чтоб полны яиц были, а потом уж на кур, чтоб крылом не били .

Чужих кур не считай - сглазишь. - Чужой счет - вообще признанная опасность сглаза. Многим известен забавный мультфильм с рефреном Ой, он теперь и тебя посчитал! Считая, мы обращаем взгляд на того, кто подпадает под счет, и сам по себе взгляд трактуется как отнимание чего-то. Хозяйки же связывают этот запрет еще и с тем, что не желают, чтобы кто-то чужой знал, сколько у них в хозяйстве той или иной живности.

Если курица петухом запела, надо ей голову рубить, не то беду накличет. - Признавая, что не к добру курица петухом поет, народ в то же время говорит: Если курица петухом запела, будет кладпива . Суть поверья - мистическая: считается, что такая курица может стать оборотнем, а значит, надо от нее избавиться.

Чтоб собака не сбежала, надо вырвать у нее из шеи клок шерсти. - Поверье основано на принципе собственности и переноса части на целое. Раз хозяин владеет клоком шерсти, то символически - и всей собакой. Реально же это объясняется и тем, что родной запах снова привлечет сбежавшего пса. (В действительности такое поверье сбывается редко.)

Доедать то, что мышь грызть начала, - зубы окрепнут. - Похожее поверье касается и выпавшего зуба ( На тебе, мышка, костяной, дай мне железный! ). Народ ассоциирует крепость мышиных зубов с теми следами, которые они оставляют на продуктах. С бытовой точки зрения поверье можно объяснить тем, что жалко выбрасывать продукты, лишь слегка тронутые мышью. С этой целью (в первую очередь для детей) и придумана эта формула.

Хочешь, чтоб цыплята были, - наседку сажай, когда скот с поля придет. Нельзя яйца есть там, где наседка сидит. - Вполне здравые советы, которым и по сей день следуют умные хозяйки. Если скотина еще не размещена по стойлам, ничего не стоит спугнуть наседку с гнезда - и тогда она может снова уже не сесть на яйца. А во втором случае причина запрета такова: отведав оставшейся скорлупы, наседка может поклевать и яйца, - таких случаев немало.

Приметы о человеке

Во время еды читать - память свою заедать. - Мы уже коротко упоминали о запрете читать во время еды. Наблюдение основано на особенностях функционирования человеческого организма. Когда человек читает и думает, кровь приливает к головному мозгу, обеспечивая его кислородом. Когда человек ест, кровь приливает к желудку, поскольку в это время она должна обеспечить его нормальную работу (поэтому после сытного обеда так хочется спать). Когда человек во время еды читает, мозг воспринимает прочитанное не в полную силу, мы не запоминаем прочитанное, заедаем память.

Если после обеда гости уходят до того, как хозяйка скатерть со стола снимет, невесты в этом доме замуж не выйдут. - В первую очередь это относится к гостям. Получается, что они пришли только поесть, а когда все съедено, тут же уходят, хотя правила приличия требуют поблагодарить хозяйку и пообщаться. Об этом говорят так: стол - не корыто, чтоб поесть да убежать. Но, думается, более глубокий смысл содержится в этом поверье по отношению к хозяйке. Если она такова, что только накормить умеет, и больше гости ничего в этом доме не ждут, или если она столь неповоротлива, что два часа после обеда скатерть снять со стола не может, то немудрено, что женихи такой дом стороной будут обходить. Ведь какова мама, такова и дочка.

Вымыл руки - вытри, но не стряхивай воду, не плоди чертей. - Запрет восходит к давней легенде о том, как черт, упавший с неба и оставшийся в одиночестве, попросил у Бога войско. Бог посоветовал ему окунуть руки в воду и стряхнуть - вот и будет столько чертей, сколько брызг. Бытовое пояснение - гигиеническое, и связано оно прежде всего с детьми: от привычки не вытирать мокрые руки появляются цыпки, кожа трескается и чешется.

Если ячмень на глазу вскочил, надо поднести к глазу кукиш и сказать: Ячмень, ячмень, на тебе кукиш: что хочешь, то и купишь. Купи себе топорок, секи себя поперек! - Как это ни смешно, издавна кукиш, сопровождаемый заговором, считается надежным оберегом от нечистой силы. Некоторые считают, что дело в минипрогревании теплом, которое исходит от руки. Но, думается, эта версия не слишком состоятельна. Личное свидетельство: у автора этих строк появился ячмень во время пребывания в местности, где не было лечебных учреждений; кукиш, в течение нескольких дней показываемый бабкой в сопровождении ее же заговора, и в самом деле помог. Может быть, помог смех: он помогает, по причине своей связи с хорошим настроениям, от любой болезни.

Сядешь между людьми с одинаковыми именами - тут же загадывай желание: сбудется. - Имя содержит в себе характеристику человека. Через имя происходит его связь с Ангелом-хранителем. Не случайно по сей день считается, что имя - это судьба, и чтобы не искушать судьбу, имя человеку стараются давать по Святцам. Сидя между людьми с одинаковыми именами, человек находится словно бы в благотворном поле их общего Ангела-хранителя, - отсюда и вера в то, что загаданное сбудется.

Не узнаешь знакомого человека - быть ему богатым. - Это поверье относится к числу так называемых обманных поверий. Когда хотели, чтобы уродился богатый лен, сеяли его нагишом: пусть лен видит, что сеятелю даже одеться не во что, и потому уродится. Зерновые сеяли впроголодь: пусть рожь и пшеница знают, что крестьянину есть нечего, и поэтому сжалятся. Обмануться при встрече знакомого - значит символически встретить не одного, а словно бы двоих, и потому удвоить его богатство.

Нельзя, чтобы за столом было тринадцать человек. Не садись тринадцатым. - Это поверье, как и многие другие, связанные с несчастливым числом 13, уходит корнями в библейские времена: на Тайной вечере изменник Иуда был тринадцатым.

Пока хозяйка не допьет чай, гостям уходить из дому негоже. - Это бытовое поверье перекликается с поверьем о неснятой со стола скатерти. Как там, так и здесь: в самом деле, что за спешка? Пока гости пили-ели, развлекались, хозяйка ухаживала за ними, подавала. И вот, когда уж все сыты и довольны, она, бедолага, чашку чаю села выпить, услышать похвалу своим блюдам, - а гости вместо этого уходить собираются. Конечно, обижать, огорчать хозяйку негоже.

Ножик туп - хозяин глуп, скатерть черна - хозяйка глупа. - Разве требуются тут какие-либо пояснения?

В Благовещенье нельзя девицам косы заплетать: своего дома не будет. - Ключ к разгадке - в пословице: В Благовещенье птица гнезда не вьет, девица косы не плетет . Некогда кукушка нарушила это правило и была за то жестоко наказана. Она свила гнездо в Благовещенье - и теперь все кукушки-матери за это расплачиваются, оставляя яйца в чужих гнездах. Подобное же может и девушке грозить, если она отважится даже на такую мелкую работу, как заплетание косы. В основе поверья - высочайшее почитание одного из самых торжественных христианских праздников.

Негоже женщине простоволосой быть, особенно в церкви. - Простоволосыми (без платочка или чепца на голове) могли ходить только девушки. Прическа у них всегда была аккуратной: длинные волосы заплетены в косу. В день свадьбы подружки расплетали девичью косу с лентой, бережно расчесывали волосы, заплетали уже в две косы и укладывали их венцом вокруг головы. В дальнейшем женщина могла собирать волосы уже не в косы, а в пучок, прикрываемый платочком или чепчиком, - прежде всего для того, чтобы волосы во время приготовления пищи ненароком не попали в нее. Однако дома женщина все-таки могла себе позволить ходить простоволосой; выходя же на улицу, непременно прикрывалась платочком, в холодное время - и шалью поверх платочка. Платки и шали традиционно были красивы, с разнообразным узором, тканые или кружевные. Считалось, что простоволосая женщина не нравится собственному Ангелу-хранителю, лишается его помощи и защиты. Так женщину настраивали на аккуратность и в то же время уберегали от излишних забот о прическе.

Будешь волосы на полу оставлять или по двору разбрасывать - голова заболит. - Поверье связано с культом волос. Они символизировали здоровье, богатство. Кроме того, волосы - часть тебя самого, а потому нельзя бросать их где попало. С бытовой же точки зрения речь идет опять-таки об элементарной опрятности.

На том свете за каждый волосок отчитываться придется. - Это и многие другие суеверия, связанные с волосами, могут восходить к тотемности, т. е. ко временам поклонения волосатым животным. Но более реальным кажется пояснение, сводящееся к запугиванию нерях. В.И. Даль по сходному поводу иронизировал: Недурное правило, иначе, может быть, по всей избе и по двору валялись бы кучи обстриженных волос .

Много родинок на теле, особенно таких, которые сам не видишь, - счастливым быть. - Поверье связано с народными представлениями о порче. Взгляд злопыхателя сразу падает на что-то необычное, привлекающее внимание, и теряет свою силу. Искусственным отвлечением служат амулеты, украшения, естественным - родинки. С другой стороны, родинки привлекают внимание и самого человека, вызывают размышления о своем здоровье (особенно если они начинают видоизменяться). О родинках же, которые сам не видишь (на спине), думаешь меньше. Для мнительного человека это тоже почти счастье - не маяться мыслями о здоровье.

Не мойся и не мой голову перед дальней дорогой - избежишь беды. - Часть этой приметы ( не мой голову ) пояснялась в главе о дороге. Рекомендация может быть направлена на то, чтобы человек не простудился, поскольку перед дорогой все делается в спешке. Объясняют этот запрет и тем, что человек смывает домашнюю, защитную ауру и появляется среди чужих незащищенным. Может быть, в этом есть резон, и оттого некоторые люди (даже и чистюли) предпочитают принимать полный душ только перед сном, а перед выходом из дому мыться лишь частично. Да и совет после улицы, после многолюдного окружения принять душ, чтобы смыть отрицательную энергию, не лишен смысла.

Не зашивай ничего прямо на себе - память можешь зашить. - Поверье, основанное на том, что сделанное второпях к удаче не приведет. К тому же, небрежно что-то зашив прямо на себе и оставаясь весь день в этой одежде, человек мысленно возвращается к тому, в порядке ли у него одежда, не смотрят ли на него как на неряху. Другими словами, отвлекается от дел и не все запоминает. Отсюда - угроза память зашить .

Чешется кончик носа - в рюмку смотреть (к выпивке). - Одно из шуточных поверий, построенных только на внешней ассоциации. Ведь с таким же успехом можно смотреть и в миску со щами, и в книгу.

Зачесалось в ухе - быть дождю. - Эту примету можно считать верной (если, конечно, не вести речь о давно немытых ушах). Перед дождем атмосферное давление понижается, а барабанная перепонка в ухе играет ту же роль, что и мембрана в барометре; она немного изгибается и от этого чешется. Кстати, данная примета существовала еще в Древнем Риме и называлась timutus aurium - звон в ушах .

Когда хвалят телесные достоинства (красоту, дородность, здоровье и т.д.), надо трижды сплюнуть через левое плечо, чтобы не сглазили. - Сейчас многие склоняются к тому, что взгляд в какой-то степени материален, то есть несет некую энергию. Сглаз - это черный магнетизм . Поверье это отнюдь не только русское - подобное существовало и в Древнем Риме. Римляне поклонялись божеству по имени Fascinus, якобы оберегающему людей от сглаза. Особенно опасными считаются черные глаза. Сплюнуть через левое плечо в ответ на похвалы (естественно, символически) - означает выразить неверие в них, не принять в душу. Природа дурного глаза пояснялась в средневековом Молоте ведьм . Но и современные исследователи придают этому вопросу немалое значение. Так, Е. Гольцман приходит к выводу, что основная причина сглаза - чужие завистливые взгляды ; поэтому чаще всего страдают те, кто находится на виду, люди публичных профессий, например, певцы и певицы. Вероятно, многие обращали внимание на то, что такие люди, как правило, носят чрезмерно яркую одежду, обильно увешивают себя блестящими украшениями. В этом проявляется подспудное желание избежать влияния дурного глаза, ибо публика обращает внимание на одежду, на амулеты кумира и благодаря этому не наносит урона его внутреннему миру, не нарушает его энергетику. Иногда защищаются с помощью темных очков, но это не лучший способ защиты, так как человек в темных очках не на солнечной улице или пляже вызывает у людей раздражение и тем самым провоцирует сглаз.

Если левое ухо горит (жарко ему) - плохое о тебе говорят, правое - хорошее. В правом ухе звенит - к доброй вести, в левом - к худой. - Эти суеверия основаны на том, что с правой стороны у человека - Ангел-хранитель, а с левой - искуситель. Всерьез принимать едва ли следует.

Чихнуть - подтвердить правдивость только что произнесенных слов. - Составители Энциклопедии суеверий пишут: ...один знаменитый врач авторитетно заявил нам, что в момент чихания человек наиболее близок к смерти . Может быть, в этом и кроется разгадка приметы? Ощущая близость смерти, человек всегда становится правдивым. Однако долгое время существовал и обычай с помощью нюхательного табака специально вызывать чихание - для здоровья.

Икота одолевает - значит, кто-то вспоминает. - Это лишь одно из многочисленных поверий, связанных с икотой: еще говорят, что кто-то завидует, ругает и т.д. Давние поверья гласят, что икотой дает знать о себе вселившийся в человека бес. Мысль о том, что икота связана с чьими-то воспоминаниями, кажется мне столь же беспочвенной, как и примета о чихании.

Переступить через чьи-то вытянутые ноги - прервать его рост. Если такое случилось, надо тут же перешагнуть назад. - Смысл поверья - в запрете пресекать , символически нарушать цельность. С бытовой точки зрения очень полезное предостережение для самого сидящего: в тесноте не вытягивай ноги, поскольку это мешает остальным.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ – Ц, Ч, Ш

· ЦАЙ ШЭНЬ, в китайской мифологии первоначально бог богатства, а затем целая группа божеств под таким именем (гражданские и военные). · ЦЕРЕРА, древнейшая италийская и римская богиня производительных сил земли, произрастания и созревания злаков, богиня материнства и брака. Позднее сближается с ДЕМЕТРОЙ. · ЦУКУЁМИ, в японской мифологии божество, связанное с лунным календарем или «луной, видимой но...

Подробнее

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Кому поклонялись предки и отголоски веры сегодня

News image

Верования, поклонения предмету, богам погодных условий, растениям или чаще всего животному называется тотемизм. Происходит от «ототем» и перенято у древних, первобытных народов Северной Америки. Несом...

Духи Алтая

На Алтае еще в начале 20 века сохранялись древние представления о «духах-хозяевах», согласно которому у каждого объекта или явления окружающей природы, будь то гора или ре...

Авторизация



Археология:

Славяне и их соседи (археология и ранняя история восточных с

News image

Славяне - самая большая семья родственных народов в современной Европе. Со времен эпохи Великого переселения на...

Капище Радогоста, город-святилище Ретра, Германия

News image

Среди лесов и болот нынешней Восточной Германии затерялся языческий город-святилище мощного племенного союза лютичей - Ре...

Рунический алфавит

News image

Как и pyны скандинавских и континентальных геpманцев, славянские pyны восходят, сyдя по всемy, к сев...

Славянские рукописные книги

News image

В старину не случайно говорили, что от списывания книг трое благо получишь: первое - от...


Боги и духи славян:

Бог Святовит

News image

Славяне, которые проживали на западе, называли Святовита дедом Богов. Александр Афанасьев, который является русским исследователям фольклора в своей книге, которая называется «Древо жизни» написал, что ...

Проно, Прово, Прове

Проно, Прово, Прове - бог права, бог дубовых рощ, его день - вторник (хотя у Перуна - четверг), почитался ваграми, бог альденбургской земли (Гельмольд, Сл...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...