Язычество

Религии древних




Традиция славян

Фольклорная традиция славян, как и других европейских народов, хранит рудименты архаических явлений, восходящих к протославянской и общеиндоевропейской древности. К выявлению языческого наследия в европейской культуре, к раскрытию сущности пережиточных форм язычества стремились многие ученые, начиная со Средневековья вплоть до современности. Тем не менее в изучении архаических явлений в традиционной культуре европейских народов все еще много неясностей, вызывающих самые разноречивые толкования. Это в значительной мере объясняется сосуществованием в народной традиции различных уровней мировосприятия на протяжении всей славянской истории. Особенно характерно оно для христианской эпохи, когда ритуалы, порожденные языческим мышлением, продолжали существовать в трансформированных и переосмысленных формах.

«…религия всегда сохраняет известный запас представлений, унаследованный от прежних времен, так, как во всех вообще областях идеологии традиция является великой консервативной силой» [1]  это положение Энгельса особую важность приобрело в настоящее время, когда перед общественными науками в качестве первоочередной Задачи поставлено просвещение широких масс современного общества, проявляющих все возрастающий интерес к культурному наследию прошлых эпох. Осколки языческих представлений, пережитки далекого прошлого, укоренившиеся в сознании и повседневной жизни, все еще оказывают свое отрицательное воздействие на современное общество. Такие явления, например, как примитивные суеверия, кулачные бои, храмовые праздники, поминальные действа, завершавшиеся оргией, имели в свое время сугубо ритуальный характер, основанный на определенных языческих представлениях о мироздании. Выявление их корней, функциональной сущности — актуальная задача научной и общественно просветительной деятельности.

Результаты изысканий генезиса ритуальных явлений, семантики архаических образов, символики знаковой системы фольклора во многом зависят от самого подхода к исследованию, научной и методологической позиции исследователя. Думается, что в отдельных случаях, в каких то конкретных явлениях, возможно, ритуалы и порождали представления. Основное же исходное положение нашего ретроспективного анализа языческих напластований в традиционном народном искусстве: языческие ритуалы формировались на почве конструкций о системе мироздания, созданных языческим мышлением, перемены же в мировоззрении ведут к трансформации прежнего ритуала.

При исследовании рудиментов язычества в фольклоре, т. е. во всех проявлениях устно поэтической, драматической, обрядовой, художественно изобразительной и мировоззренческой традиции, мы сталкиваемся с рядом затруднений. Наибольшие трудности создает то, что в известной нам фольклорной традиции мы имеем дело не с мировоззрением какой то определенной эпохи, а со сконцентрированной общностью разных пластов истории культуры. «Поэтому основной научной задачей является установление последовательных ступеней; необходимо расслоить эту многообразную и многозначную массу на отдельные слои» [2].

При исследовании генетических корней и функционального содержания архаических явлений фольклорной традиции встает вопрос о том, откуда начинать их исследование. Казалось бы, наиболее правильным путем было бы рассмотрение их от фольклорно этнографических данных XIX — начала XX в. в глубь, к древности, т.е. от известного к неизвестному. Однако семантическая сущность архаических пережитков в поздней народной традиции и представляет собой то загадочное, что нуждается в раскрытии. И тут оказывается целесообразнее исходить из достаточно Изученных разными отраслями науки языческих представлений древности и затем обратиться к рудиментам их в традиционной культуре современных народов. К конструктивным результатам в изучении явлений языческого миропонимания и связанных с ними ритуалов, как и рудиментов их в славянской фольклорной Традиции Христианской эпохи, приводит сравнительно исторический анализ славянских средневековых письменных, археологических и фольклорно этнографических источников с данными общеиндоевропейской древности, фольклорной традиции других народов Европы, а также Северной и Средней Азии, сохранившей аналогичные явления в более архаическом состоянии. Рудименты язычества разных стадиальных уровней особенно устойчиво сохранялись в ритуалах, связанных с культом предков. Стойкой сохранности элементов культа предков в народном искусстве и обрядности в значительной мере способствовало представление о взаимосвязанности земного и потустороннего миров, живых и обожествленных предков их, зависимости благополучия потомков от потустороннего покровительства предков представляли себе обладающими тайнами связей с высшими силами небесного, земного и подземного миров, а через посредство их и силой воздействия на стихии природы, т. е. постоянно и многосторонне воздействующими на земную жизнь.

В славянской народной традиции, для которой характерна консервация рудиментов архаичнейших явлений, не зафиксированных подчас не только в античной традиции, но и в традиции ведической эпохи, явственно проявляются взаимосвязи культа предков с аграрными культами.

При изучении аграрных мотивов в фольклоре неизбежно приходится обращаться к сельскохозяйственным знаниям. Консультантом в этих вопросах был мой отец, сторонник агрономических идей Н.И.Вавилова, Николай Иванович Велецкий. Памяти его и посвящается эта книга.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Чародей Вяйнямёйнен

В карело-финском эпосе главным героем был Вяйнямёйнен, сын Луоннотар, богини-демиурга. Он был мудрым старцем, чародеем и магом, который находился в чреве матери на протяжении 30-ти лет, и там он был одарен своими сверхъестественными способностями. Но вот в любви ему не очень везло. Он решил выбрать себе невесту, среди северных женщин, и тогда ему Лоухи пообещала выдать в жены одну из своих дочерей взамен на волшебную мельницу сампо. Тогда он попросил кузнеца по имени Ильмаринен выковать ему из кусочка веретёнца, из пушинки лебединой, из ячменя крупинки и из молока коровы мельницу. Но кузнец решил обмануть Вяйнямёйнена и тогда сам сыграл свадьбу с дочкой Лоухи. Но потом невесту его убили, а мельницу украли. Лемминкяйнен, Вяйнямёйнен и Ильмаринен тогда отправились искать эту мельницу, и, пройдя через большое количество приключений, смогли найти её. Лоухи отправилась за ним в погоню, в море поднялась большая буря и она обернулась грифоном, затем напала на их корабль. Но благодаря быстрой реакции Вяйнямёйнена, он всех спас, но после этого начался сильный шторм, во время которого сампо разбился. Вяйнямёйнен собрал все обломки мельницы, затем частично смог восстановить её чудесные свойства. Каждая женщина желает быть красивой и лишняя растительность на теле никому не понравится, даже ей, уже не говоря о мужчинах. Но есть способ избавиться от волос навсегда – это фотоэпиляция. Максимум за 30 минут ваше тело останется без лишней растительности и вы забудете об этой проблеме навсегдя....

Подробнее

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Туры в Мельбурн, Австралия

News image

В настоящее время всё больше российских путешественников отдают предпочтение самостоятельной организации отдыха. Одним из главных преимуществ такого путешествия являются незабываемые впечатления и уникальный шанс узнать страну изнутри. С помощью ...

Кто такие кельты?

News image

Все история кельтов до их сражения с Римской империей полностью покрыта мраком. И по этой причине достаточно сложно сказать что-то конкретное об их религии. Ну ...

Авторизация



Археология:

Итоги раскопок в Старой Ладоге

News image

В разные годы на раскопки в Старую Ладогу уже приезжали Владимир Путин, Сергей Миронов и Бо...

Аркона - Священный город славян

News image

Западнославянские прибалтийские племена (венды), расселившиеся между Эльбой (Лаба), Одером (Одра) и Вислой, достигли высокого развития к ...

Ригу основали славяне - венеды

News image

Остров Рюген Деревянный жезл XII в., найденный на территории Риги (фрагмент) Венедское поселение Рига находилось у холма Ку...

Древнейший славянский культурно-религиозный символ Солнца

News image

Академия Фундаментальных наук (АФН), реализующую познавательный гуманитарный проект «Русь Великая», в последнее время принимает многочисленные зв...


Боги и духи славян:

Богиня Зимы Морена

News image

Самым могучим и грозным божеством считают Морану (Морена, Мара). Именно она – жена Кощея, дочь Лады и Богиня Смерти и Зимы. Также, древние славяне наз...

Лада

News image

Лада - богиня любви, богиня брака согласно Mater Verborum (соотносимая там с Венерой) и Синопсису , а также Повести о построении бе...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...