Формирование языческой славянской культуры

Языческая религия, культура, быт восточных славян древней Руси на протяжении многих тысячелетий впитывали в себя все то, что происходило с первобытным обществом. Именно потому, всё это представляет большой интерес для современного общества, так как помогает узнать ментальность древних славян.

Язычество – понятие широкое, оно объединяет в себе комплекс различных примитивных религиозных практик, включая магию, тотемизм, шаманизм и прочее. Что касается славянской языческой культуры, то принято считать, что она формировалась в три этапа. На первом этапе люди поклонялись злым и добрым духам, в чьей власти были природные стихии. Такое язычество еще называют дуалистический анимизм, когда верят в то, что духи могут жить в различных предметах или явлениях, а душа людей, животных и растений – бессмертная. На втором этапе древние славяне чтили бога Рода и прочих рожаниц. Род для них был покровителем земледелия и воплощением Вселенной, а рожаницы – божества ниже рангом, отвечающих за плодородие и общее благополучие в роду или семье.

Древние верили, что Род обитает на небе и оттуда управляет всеми природными процессами, известные нам, как дождь, гроза, снег, ветер, и прочее, от чего зависит урожай. А вот к третьему этапу формирования язычества, когда постепенно складывается государственный культ служения, появляется бог войны Перун, покровительствующий воинам. На последнем этапе также происходит трансформация рожаниц в другие божества, такие, как Даждьбог, Сварог, Стрибог, Ярило и т.д. В сформировавшемся языческом пантеоне особое место занимает Велес – бог животного мира, богатства, музыки, песни и т.д., из чего можно сделать вывод, что у людей появляется свободное время и жизнь налаживается. Местами для отправления культа были требища, капища и даже храмы, в которых молились и делали жертвоприношения языческие жрецы – волхвы.

Вас может заинтересовать:  Домовой

Еще в эпоху русской языческой культуры дохристианской эпохи князь Владимир пытался систематизировать язычество, наделив Перуна в обновленном киевском пантеоне особыми полномочиями и возобновив человеческие жертвоприношения. Для Владимира было крайне важно провести религиозную реформу, но, не учитывая ряд аспектов, эта его попытка не увенчалась успехом. Как известно, насадить христианство ему удалось.

Художественная культура и искусство языческой Руси сохранилось до наших дней в народном творчестве, ремесле, фольклоре. Все нам хорошо известные поговорки, пословицы, былины, обрядовые песни и тому подобное, прекрасно характеризуют языческий период древних славян, пусть даже в результате сильного влияния христианской культуры на языческие традиции.

Многие ученые констатируют тот печальный факт, что все сведения о дохристианской письменности были утеряны в процессе насаждения новой религии, а то, что якобы сохранилось до наших дней, например «Велесова Книги», уже принято считать подделкой. Но, несмотря на это, почти все склонны считать, что языческая культура была на самом деле очень яркой и самобытной, раз не удалось полностью все искоренить, несмотря на полное такое намерение. Также наивным было бы полагать, что до деятельности Кирилла и Мефодия у древних славян вообще не было никакой письменности.

Некоторые авторитетные историки опровергают этот факт доказательствами в пользу того, что известные греческие христианские просветители не создавали, а только реформировали то, что уже было у славян, то есть алфавит. Возможно, то, чем пользовались языческие славяне, было крайне примитивным и непрактичным в использовании. Доподлинно известно, что у наших предков было узелковое письмо, суть которого в завязывании узелков на нитях, которые потом наматывали на книги-клубки. До наших времен дошло выражение «узелок на память» и «нить повествования».

Вас может заинтересовать:  Языческий пантеон князя Владимира

Кстати, если покопаться в народных сказках и провести тщательный анализ, то окажется, что Баба-Яга – настоящая языческая жрица, а также хранительница целой библиотеки в виде сложенных в берестяные коробы клубков. Конечно, трудозатратное узелковое письмо не могло конкурировать с более совершенной формой письма — кириллицей, которой пользуемся, пусть и в несколько измененной форме, до сих пор.