Перун

Не без оснований его считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перун — покровитель воинов и витязей. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну были подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Например, Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома. В весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда — первостепенная роль Перуна. Гроза может быть и разрушительной. Славянский Перун был не только повелителем молнии и грома, но и рачительным хозяином, заботившимся о благополучии своих «подданных» — земледельцев и скотоводов. Перуну посвящали четверг – день, когда он послал на землю благодатный дождь.

Перун тесно связан с культом огня, воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна были двоякого рода : лилово-синие, мертвые , разящие насмерть, и золотые — живые , созидающие, пробуждающие земное плодородие.

Из растений Перуну посвящался дуб, а иногда дикая яблоня. У дубов или в дубовых рощах располагались древнейшие места поклонения громовержцу. В народе дуб считался связанным незримыми нитями с верховным божеством Перуном. Ведь это дерево словно притягивало к себе молнии. Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Леса и рощи посвящались этому богу. Даже одна отломленная в такой священной роще веточка считалась святотатством, за которое расплата – смерть. В основном это дубовые рощи. Некоторые славянские племена чтили дуб как храм, в густых ветвях которого во время грозы прячется само божество. Если же молния ударяла в дуб – это означало гнев божества на чьи-то грехи. И лишь немалыми жертвоприношениями можно было умилостивить его.

Вас может заинтересовать:  Леля

В славянских поверьях Перун связан и с рябиною, красные ягоды которой напоминали молниеносный цвет Перуна, поэтому бурно-грозовая ночь получила название рябиновой, а ветка рябины принималась за символ Перуновой палицы.

Цветком Перуна считается голубой ирис (шесть лилово — голубых лепестков, громовой знак).

Во многих сказках встречается понятие Перунов цвет. Его еще называют огненным цветом папоротника, который расцветает в ночь на Ивана Купалу, когда Перун, по древнему представлению, выступал на битву с демоном-иссушителем. Многие смельчаки мечтают найти огненный цветок папоротника, который поможет обнаружить клад, открыть замки, исцелить заболевшего. И вообще сделает его владельца «вещим» — знающим прошлое и будущее, умеющим угадывать чужие мысли, понимающим язык зверей, птиц и растений. Неслучайно контуры святилищ Перуна повторяли восьмигранную форму лепестков этого растения.

Еще некоторые растения называют Перуновым цветом, он разит демонов, побеждает их и заставляет в страхе и трепете разбегаться в разные стороны, ради этого ему присвоили такие названия: чертополох, одолень, плакун и прострел трава. А имя чертополоха (трава, которою можно всполошить чертей) дается разным видам цепкого репейника; сверх того, растение это называют: дедовник (т. е. трава, посвященная Деду Перуну), бодяк (может быть, от глагола бодать – колоть).

Однако Перуна называли княжьим богом , поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев. Это бог воинов и дружинников.

В народном сознании он воплотился в пророка Илью, что ездит по небу на огненной колеснице, был повелителем стихий: по его молитве пролилась вода с неба и напоила землю. А также в богатыря русского Илью Муромца..