Язычество

Религии древних


?

ПТАХ (ПТА)

Образ этого бога и смысл, который был сопряжен с ним, во многом остаются загадочными. Он относится к числу наиболее древних богов и был всевышним покровителем города Мемфиса. Культ его был распространен в Нубии, Палестине, но прежде всего – в Египте, где он – около пяти тысячелетий назад – превратился в главного бога Египта, когда Мемфис стал его столицей.

Тогда начался первый период расцвета египетской культуры. Однако восстанавливать древнейшие представления о Птахе приходится по «Мемфисскому теологическому трактату» – надписи на монолите, сделанной около 700 г. до н. э. Но, по мнению специалистов, на монолите воспроизведен текст древнего папируса, написанного около 2500 г. до н. э.

В этом трактате Птах назван великим и огромным, унаследовавшим свою силу от всех богов и их духов. Мысль о творении, зародившаяся у Птаха, сравнивается с появлением Атума, солнечного света.

Девятка первобогов Атума возникла из его семени и пальцев, а Девятка богов Пта – это зубы и губы в этих устах, которые произносят названия всех вещей… Девятка создала видение глаз, слух ушей, обоняние носа, дабы они передавали все это сердцу, ибо всякое знание происходит от него, язык же повторяет лишь то, что замыслено сердцем.

Создается впечатление, что данный миф объединяет две версии о сотворении мира: гелиополь скую, в которой первенствует Атум, и мемфисскую. И если Атум творит материальный мир, то Птах – духовный (сердце в те времена считалось средоточием души).

Благодаря божественному слову была создана жизненная сила богов и людей. Так дана была жизнь добродетельному и смерть преступному. Так были сотворены всякие работы, всякие искусства, согласное движение рук, ног и всех членов по приказу, задуманному сердцем и выраженному языком.

И было сказано о Птахе: «Он, сотворивший все сущее и воссоздавший богов». Так было установлено и признано, что его могущество превосходит могущества других богов.

Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, водрузил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы. И вошли по его воле боги каждый в свое тело из всех пород деревьев, камня и глины, и приняли в них свой облик.

В этом мифе Птах выступает не только творцом и демиургом, но и культурным героем. Как творец, одухотворявший все сущее, он является одновременно мужским и женским первичным океаном, отцом и матерью Атума, сердцем и языком Эннеады (девятки первобогов) и Нефертемом, который находится у носа Ра.

Здесь мы вновь сталкиваемся с очень распространенным поверьем, что в божественном слове заключена необычайная творческая сила. Создание мира представлено как творение словом. Однако в отличие от более позднего библейского варианта, в данном случае как будто не сказано о сотворении из ничего. Существование материальных объектов не интересует автора (или авторов) мифа, они могли в принципе присутствовать, но без их осмысления, без их восприятия и обозначения словом они как бы остаются в небытии: без субъекта нет объекта.

В «Меифисском теологическом трактате», как видим, рассматриваются серьезные философские проблемы. Образ Птаха олицетворяет не только душу, но и разум (с нею нераздельный?). Именно сила разума – божественного Слова – является творческой силой, благодаря которой привносятся гармония, порядок в мир природы и мир людей.

Интересно, что в гимне богу Нила Хапи Птах упоминается в связи с плодородием земли. В этом своем качестве Птах отождествлялся с другим богом – Хнумом, который тоже выступал в роли демиурга. Но если Хнум изображался бараном или человеком с бараньей головой, то Птах представал в виде мужчины в плотно облегающем его одеянии, с посохом в руке.

Птаха отождествляли со многими другими богами, женой его называли Сехмет, а то и других богинь. Но почему его изображали в странном виде путника, закрытого одеждами? Этим он отличался от всех других богов. Ответ на вопрос может дать перевод слова «птах» – открывающий. Считалось, что он «отверзает уста» богов и открывает день при восходе Солнца. Можно предположить, что Птах олицетворял и открытие мира, познание (не потому ли он изображен как путник?). А то, что он плотно прикрыт – за исключением кистей рук и ступней – показывает, насколько плотен покров тайн, скрывающих от наших глаз истинную сущность бытия.

В таком случае Птах должен олицетворять одновременно и незнание (неведомое) и открытие. Ведь для египтян понятие тайны обычно сопутствовало представлениям о боге. Вот некоторые определения, которые они давали богу:

«Бог есть дух, скрытый дух, дух духов, великий дух египтян, божественный дух».

«Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он – тайна для своих творений».

«Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его – тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их».

«Бог есть истина; Он живет истиной, и Он питается ею. Он – царь истины. Он опирается на истину. Он создал истину, и Он вершит ее во всем мире».

«Бог есть жизнь, и лишь через Него человек живет. Бог дает жизнь человеку, и Он вдыхает дыхание жизни в ноздри его».

Если исходить из подобных текстов, то создается впечатление о вере египтян не только во множество разнообразных богов, но и в единого Бога, олицетворяющего жизнь и разум и вечно присутствующего в мире. В таком случае и Птах предстает как одно из проявлений этого Бога, одно из имен Иго, лишь частично, лишь в малой части открытого людям.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Нибелунги

Как гласит германо-скандинавская мифология и эпос, Нибелунгами назывались владельцы золотых кладов их было предостаточно, и в их число входят так же карлик-цверг Андвари, который смог украсть у Рейнских дев золото. Изначально кладом обладал только Андвари, после он попал к колдуну Хрейдмар, потом так же к великанам Фафниру и Фасольту, которые обернулись в драконов для того, чтобы охранять свое сокровище. Но в итоге владельцем клада стал герой Зигфрид, который был превознесен королем нибелунгов. Вот что делает жадность со всеми. В разных эпосах исчерпываем разные данные но в принципе суть их одна и та же. В эпосе, который называется "Песнь о Нибелунгах" нибелунгами назывались могучие воины, так же в их число вошли братья Нибелунг и Шильбунг, которые смогли одолеть Зигфрида, после чего стали новыми обладателями клада. Ну а во второй части данного эпоса имя "нибелунги" уже получают бургундские короли, которые после гибели Зигфрида овладевают этим кладом. После того как Зигфрид был убит новыми обладателями этого злосчастного клада, а это короли Гибихунги, то есть браться Хегни и Гуннар, их тоже стали, потом называть нибелунгами. Данным образом слово "нибелунги" теперь прочно связано с владельцем клада, которого проклял Андвари и всем он приносил только несчастье. Так же достаточно интересно, что в скандинавских и германских традициях сокровища нибелунгов - это материальное воплощение могущества, власти и счастья. В этот проклятый клад так же входило золотое кольцо, которое могло умножать любое богатство. Онем тоже бытует мифы и легенды. Но при этом оно приносило гибель каждому его обладателю. Если вы коллекционер разных масок, наверняка вам будет интересно прочитать интересные статьи про африканские маски. Ведь эта тематика довольно интересна.  Африканские народы в масках воплощали своих богов, и во время праздников, надевая их отдавали свои почести им. ...

Подробнее

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Религии народов Северной и Северо-Восточной Африки

Народы Северной и Северо-Восточной Африки с древнейших времен развивались по собственному пути, отличавшемуся от пути развития племен Тропической и Южной Африки. Здесь издавна существовали цивилизации, ос...

Кому поклонялись предки и отголоски веры сегодня

News image

Верования, поклонения предмету, богам погодных условий, растениям или чаще всего животному называется тотемизм. Происходит от «ототем» и перенято у древних, первобытных народов Северной Америки. Несом...

Авторизация



Археология:

Славяне и их соседи (археология и ранняя история восточных с

News image

Славяне - самая большая семья родственных народов в современной Европе. Со времен эпохи Великого переселения на...

В Германии раскопан средневековый клад

News image

Немецкие археологи обнаружили в средневековых фекалиях около 2000 серебряных монет XIV века. Ученые ломают голову, за...

В Имеретинской низменности Сочи начались раскопки древних по

News image

Сочинский отряд Института археологии РАН начал полномасштабные охранные спасательные раскопки памятников археологии, попадающих в зону ст...

Правда о сокровищах Ретры

News image

Новая книга академика Валерия Алексеевича Чудинова рассказывает о сокровищах легендарного славянскогогорода-храма Ретра. На изображениях богов и ...


Боги и духи славян:

Стрибог, Стрибо, Стриба

Стрибог, Стрибо, Стриба - бог-отец, стрый, старый бог, дед ветров (соотносимый с Рудрой), упомянут в Слове о Полку Игореве ( Се ветри, Стрибожи вн...

Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст

Даждьбог, Дажьбог, Дабъ, Радегаст - Сварожич, бог плодородия и солнечного света и живительной силы, соотносимый с Гелиосом, дед славян, сын Сварога. ( Ипатьевская летопись ), со...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...