Генезис фетишизма в культурологии

Понятие фетишизма издревле было очень тесно связано с понятием культа. Латынь определяет культ как почитание, превозношение кого-то либо чего-то, его возвеличивание. Не имея возможности объяснить многие природные явления, древние были вынуждены наделять предметы несвойственным им смыслом, одушевлять их. Культ является основополагающим элементом религии. Культовые действия, такие как совершение определенных обрядов, пение песен, жертвоприношение, различные телодвижения выражают поклонение божествам и желание привлечь к себе их внимание.

Фетишизм же в переводе с латыни означает «чудодейственный» и «волшебный». Именно так португальцы называли разнообразные предметы католического обихода. Фетишами считались четки, святые реликвии и различные талисманы, имеющие религиозную ценность.

Ознакомившись с темнокожим населением западной Африки, португальцы начали называть фетишами все странные и неизвестные им предметы: камни, перья, деревяшки, когти, сосуды с кровью и прочее. Это было вызвано трепетным отношением темнокожих к этим материалам и верой в их волшебную силу. Термин «фетиш» со временем начал употребляться в английской, французской и других культурах Европы. В 1760 году Бросс впервые употребил определение «фетиша» в научным смысле, пытаясь обобщить ряд религиозных понятий, но поскольку он до конца не разобрался в природе фетишизма, то придал ему чересчур расплывчатое значение.

Он считал фетишем абсолютно все предметы поклонения, не понимая при этом, что люди поклоняются не самим предметам, а той божественной силе, которой они их наделяют. Конт же пошел еще дальше – он расширил понятие фетишизма, представляя его как анимистический взгляд древнего человека на материальный мир. И сегодня большинство ученых умов относят к фетишизму культ животных, растений, природных явлений и прочее. Но и такое определение не удовлетворяет пытливые умы ученых, и споры продолжаются.

Энциклопедия культурологии фетишизм определяет как культ неживых предметов, которые религиозные фанатики наделили божественной силой. Формирование фетишизма довольно сложно, но основная его идея заключается в придании неодушевленным предметам свойств живого существа – наделение их волей, разумом и душой. Изначальным типом фетиша считается тот, в котором видели божественную силу, самостоятельно существующую, не вселившуюся извне, а такую, которая была в нем с самого начала. Древний человек видит жизнь в каждом дереве, в каждом камне, который встречается ему на пути. Уже сам факт долговечности дерева наделяет его божественной силой. И, напротив, чтобы сделать фетишем один из похожих друг на друга предметов, первобытному человеку необходимо найти у него какую-нибудь отличительную особенность, будь то размер, необычная форма либо даже обстоятельства, при которых он был найден. Фетишизм по праву считается заключительным этапом формирования всей системы религиозных взглядов человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *