Культ предков в чувашской мифологии

культ предков в чувашской мифологии

Культ предков — почитание умерших. Предки (чуваш. ваттисем) воспринимались как живые, как посредники между богами и человеком. Особо почитаемые при жизни, после их ухода в вечный мир, они превращались в обожествлённую скульптуру — «икону» (которая якобы помогала живым во всём), в то же время сами нуждались в пище, дарах, увеселениях и молитвах.

Главным обрядом, посвящённым предкам, является юпа (чуваш. юпа ирттерни) — осенние поминовения предков, проводившиеся в месяц юпа (октябрь), т. е. в месяц поминок, по чувашскому календарю. В дни осенних поминок ставили постоянный намогильный столб — памятник из дерева или камня, вместо временного «салам калаке», который ставили во время похорон. Основное место в Культе предков занимают жертвоприношения с молитвами (чуваш. хывни). Культ предков заключает в себе погребение по установленным правилам, обычай установления салам калаке и памятника (юпа), праздники, связанные с всеобщим поминовением усопших.

Атрибутами обряда являются: скульптура юпа, разжигание огня (костра), танцы на горящих углях, хоровод с песнями (чуваш. юпа юррисем), музыкальное сопровождение на скрипке (гуслях, волынке) и т. д. На специальном алтаре для свечей «Уша юпи» (чуваш. Улчепи), когда столб лежит в полном облачении как покойник в избе на постели, и на столбе после его водружения на кладбище зажигают свечи, поддерживая горение до утра. Свечи, костёр и другие элементы обряда вместе взятые означали сотворение Вселенной. По представлениям древних, после создания «белого света» предок являлся к живым, его угощали, чтобы сохранить благополучие живых, продлить род. От предков зависело состояние природы, плодородие полей и т. п.

По представлениям древних, умерший человек превращался в предка постепенно, со временем. С Культом предков были связаны обряды Калам (весенние), Çимек (летние), Юпа (осенние) и др.

Калам (чуваш. Калам кун) — традиционный весенний праздник, связанный с возрождением природы, где определённое место занимало поминовение усопших. Совершался обход домов всех родственников с обрядовыми трапезами и молитвами, которые сопровождались ритуальным кормлением предков. Для общения с предками на центральном столбе Уша юпи (чуваш. Улчепи) в избе зажигались свечи.

Çимек — летний праздник, посвящённый поминовению усопших с посещением кладбищ. Проводился через семь недель после Пасхи в четверг перед Троицей. Полагают, что празднование Çимек распространилось не ранее середины XVIII века, но обрядово-ритуальные действия древние. Включают мытьё в бане лечебными травами и кореньями, обрамление окон, ворот, дверей зелёными ветками (чаще всего рябиновыми), выпечку блинов, пирогов, приготовление предписанных ритуальных блюд и напитков, закалывание живности, зажигание ритуальных свеч, совершение молитвы и ритуальное кормление усопших дома, посещение кладбища, моление духам предков, принесение даров усопшим (на могильный столб вешали, в зависимости от пола покойного, вышитое полотенце, рубашку, сурбаны) и ритуальное кормление на могилах, общая молитва стариков и общее угощение с поминальной песней, музыкой и пляской. Согласно поверью, веселье передавалось на тот свет, к умершим.

Многие атрибуты Культа предков, в частности юпа чувашей и дунайских болгар, аналогичны.

Обряды, посвящённые предкам, наиболее целостно сохранялись у некрещёной части народа, и чётко прослеживаются в них следы зороастрийской идеологии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *