Шаманизм древних и современных народов Сибири

Представление о человеке, как о части Вселенной является краеугольным камнем мировоззрения почти всех древних народов Сибири. Хорошо это демонстрирует шаманизм, как вера в то, что существуют способы влияния человека на природу и взаимодействия с ней. В основе шаманизма лежит дуалистическое представление мира, согласно которому существуют два параллельных мира: материальный и духовный. Первый всем хорошо известен, а второй мир является обителью для божеств, душ умерших предков и духов, как посредников между шаманом и сакральным миром. В настоящее время шаманизм нужно рассматривать, как отдельную религию со своей мифологией, культовой практикой, сводом правил. Практика шаманизма и религия коренных народов Сибири имеют тесное переплетение.

Сибирский шаманизм является классическим в своем роде, а слово «шаман» взято их языков тунгусо-маньчжурской группы. В контексте мировоззрений народов Сибири шаманы занимали особое место, так как были наделены способностью защищать людей от злых духов и быть проводником в сакральный мир. Шаман – не только посредник, но и избранник духов. Чтобы им стать нужно получить специальное благословение от духов и пройти обряд посвящения. В корне слова «шаман» лежит глагол «са», означающий «ведать», «знать», однако у каждого народа может быть свое определение этого человека. Якуты называют шамана «ойун», буряты – «боо», ненцы – «тадебей», юкагиры – «алма», кеты – «сенин», алтайцы – «кам», эвенки – «саман».

Считается, что не каждый человек может стать хорошим шаманом, так как шаманские способности передаются по наследству. Однако, признаки избранничества шамана ярко выражены в симптомах так называемой «шаманской болезни», особого психического состояния, обычно происходящего с сильным шаманом с 12 лет отроду. Формирование личности шамана длится немало – около 7—12 лет, после чего состоявшегося шамана необходимо еще и обучить. Обучением должен заниматься опытный наставник. Если будущий шаман получал легитимность от своей общины, то он проходил специальный обряд посвящения с освящением шаманских атрибутов и наделением их сакральной силой. А основные атрибуты – посох, колотушка, бубен, нагрудник и изображение некоторых духов.

Вас может заинтересовать:  История шаманизма

Вместе с атрибутами старый шаман передает молодому знания о тех или иных природных и сакральных явлениях, учит различным промыслам и т.п. Например, ненецкие шаманы каждую весну и осень втайне от сородичей отправляются в тундру, чтобы там наблюдать за перелетом птиц, изменением почвы, поведением животных.

Костюм шамана является очень важной частью, так как он вбирает в себя все силы природы и духов предков. Нередко такой костюм создавал облик своей птицы или зверя: волка, оленя, тигра, медведя и т.д. В этом обличии шаман обретал силу всевидения и наполовину становился духом. Двойник зверя или птицы мог свободно перемещаться по всем закоулкам Космоса. На головном уборе шамана часто можно увидеть рога, которые крайне были важны для борьбы с враждебными сакральными силами.

В зависимости от своих способностей шаманы Сибири получали свою категорию. Сильных шаманов называли «железными», так как в своей атрибутике использовали металлические изделия. В шаманизме у народов Сибири нередко происходит дифференциация шаманов по «белому» и «черному» признаку. «Белые» могли проникать в Верхний мир, «черные» — во все остальные.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *