О языческих следах в Исламе

Очевидно, что без пророка Мохаммеда не было бы и ислама. Была б и другой эта молодая религия, если бы не языческие воззрения местных жителей Аравии, принявших впоследствии ислам. Каким образом сохранились следы язычества в исламе? Возьмем, к примеру, Каабу, которая в хадисах указывалась, как ключевое место для идолопоклонничества, а также местом для размещения 360 идолов. Как известно, Мухаммед не жалел сил на разрушение языческих идолов, однако Черный камень велел сохранить, так как он якобы был принесен в Каабу самими патриархами Авраамом и Исмаилом. Однако, нет ни одного документального подтверждения того, что Кааба была хотя бы за сто лет до рождения основоположника Ислама, да и сам Мухаммед позже опровергал связь Каабы с этими библейскими персонажами.

В Коране действительно есть место, где написано, что Кааба была построена еще до постройки Иерусалимского Храма с разницей в 40 лет (сам же храм был построен Соломоном в 951 году до нашей эры). Разумеется, что Исмаил и тем более Авраам не могли жить даже за 40 лет до постройки Храма в Иерусалиме, так как эти персонажи, согласно библейским источником жили еще на тысячу лет раньше. Следовательно, как бы не было велико желание обосновать аврамическое происхождение святыни, скорее всего её генезис стоит искать в язычестве. В языческое происхождение одной из главных святынь ислама убеждены многие исследователи и ученые, среди которых немало и арабистов.

Связь с языческой традицией можно найти не только в самой Каабе, но и в ритуале поклонения святыне и целования Черного камня. Это наиболее заметные языческие ритуалы, сохранившиеся во всей исламской традиции. Известно, что в Аравии до ислама было принято поклоняться своим языческим божествам перед прямоугольными камнями и скалами. Об этом свидетельствует и сам Коран, в котором есть аят, рассказывающий о богине Аль-Лат, как об одной из дочерей Аллаха. Дело в том, что богиня Аль-Лат была и в языческом пантеоне арабов. Для почитания её был выбит в скале молитвенный дом, находящейся в Таифе. Даже мусульмане не отрицают того, что Черный камень – один из языческих идолов, коих было в Каабе немало. Целовать этот камень было принято еще в доисламский период, то есть во времена почитания языческих богов. Сейчас этот камень является объектом поклонения для миллионов паломников, пребывающих в Мекку.

Известно также, что арабские язычники молились по пять раз в день и тоже, обращаясь в сторону Мекки. Описывая свой ночной полет в рай на животном аль-Бурак, Муххамед упомянул в Коране и эту языческую практику, затем перекочевавшую и в Ислам. Согласно преданиям, Аллах требовал от мусульман совершение 50 молитв в день. Однако, Моисей порекомендовал Мухаммеду совершить выгодную сделку с Аллахом, скостив количество молитв до пяти штук. Примечательно, что пятикратные молитвы с предварительным омовением были еще и в религии зороастризм, которая распространялась на территорию Аравии еще задолго до Ислама. Однако, в отличие от зороайстрийцев, мусульмане молятся богу в сторону города Мекка, а не в сторону Солнца или Благодатного огня, как это делали первые.

Языческое племя курайшитов, представителем которого был и сам Мухаммед, выполняли пост в десятый день месяца Мухаррам. Сохранилась и эта языческая традиция, хотя она и не является обязательной для мусульман. Каждый паломник по прибытию в Мекку также должен выполнить переход между холмами Сафа и Марва, то есть ритуал Тавафю. Сейчас это вполне исламская традиция, однако, её придерживались и арабы-язычники. О том, что этот ритуал можно и даже нужно выполнять – сказано в Коране, то есть Мухаммед тем самым дал добро на продолжение этого языческого ритуала. Чтобы обосновать эту традицию, как сугубо исламскую, был создан миф якобы о том, как Агари бегала между указанными выше холмами в поисках воды, пока не нашла священный источник Замзам.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *