Об этапах развития язычества у славян

Спустя некоторое время после христианизации Руси, некоторые летописцы принялись за составление истории формирования и развития языческой веры славянских народов. Один из них в 12 веке, опираясь на работы Григория Богослова, взялся за периодизацию язычества, что нашло отражение в его сочинении «Слово об идолах». На сегодняшний момент это едва ли не единственный источник доступный для изучения этого процесса, однако, и его не стоит применять для каждого славянского народа, так как у каждого из них были свои специфичные воззрения. В сочинении этого неизвестного летописца описано идолопоклонничество и процесс становления языческой веры исключительно для небольшой части славяно-русского общества. Но все же какое-то представление об этапах развития славянского язычества все же получить можно.

Установить ориентировочную хронологию некоторых стадий развития язычества также помогают фольклорные данные в сочетании с неопровержимыми данными, которые может предоставить современная археология. Зная, когда начало развиваться земледелие, металлургия и строительство первых оборонительных укреплений, можно получить приблизительную картину того, как развивалось язычество. Изучив все это, академик Рыбаков выстроил собственную систему периодизации язычества у славян.

1-ая фаза, когда люди практиковали культ «берегинь» и «упырей», суть которого заключалась в обожествлении природы. В этот период появляется понятие «злых» и «добрых» духов.

2-ай фаза. С появлением земледелия система верования первой фазы трансформировалось в культ «Рода и Рожаниц». В рожаниц древние славяне верили раньше, чем в Рода. Изначально их было две. Обе богини символизировали плодородие, да и плодовитости всего живого. Спустя некоторое время рожаницы стали богинями плодородия в агрономическом смысле. Это способствовало и формированию матриархального строя общества.

3-ья фаза начинается с появления культа Перуна, самого почитаемого древнего бога грома, грозы, молнии, а позже еще и ставшего покровителем войны, в частности воинов и князей.

4-ая фаза знаменуется принятием христианства, после чего язычество не исчезает полностью, а то, что остается от него – адаптируется в новом контексте. В этот период значительно дискредитируется культ Перуна, хотя какие-то его признаки находят и в новом христианском боге. Несмотря на поголовное крещение славянского народа, некоторые люди продолжали служить языческим богам и особенно самому древнему из них – Роду.

Вот эти четыре этапа формировались в соответствии с географическими, климатическими, политическими, этническими и прочими условиями. Не забываем, что с изменением общества появляется необходимость, если не в новой религии, то в пересмотре некоторых принципов. Так, научившись возделывать землю, у людей возникло иное представление о божествах, покровительствующих плодородию. Приблизительно такие же этапы развития языческой религии были и у других народов, что не удивительно, поскольку общество развивается везде одинаково, пусть даже и асинхронно. И славяне не исключение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *