ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ

Иначе – Гермес Триждывеличайший (среди философов, царей и жрецов) или Гермес Тот.

Символ «потусторонней», эзотерической мудрости, согласно легендарной истории – божество (позднее отождествлявшееся с египетским богом мудрости и письма Тотом), от лица которого ведется повествование в ряде сочинений по астрологии, алхимии, магии и оккультизму эллинистического периода. По Платону, Гермес открыл числа, геометрию, астрономию и буквы. Диодор Сицилийский писал, что у египетского бога Осириса «наибольшим почетом пользовался Гермес, наделенный отменными способностями относительно того, что может быть полезно для общежития. Прежде всего им сделана членораздельной общая речь, многое из безымянного получило имена, изобретены буквы и заведен порядок богопочитания и жертв. Он же был первым наблюдателем порядка звезд, гармонии и звуков, изобретателем палестры, заботился о пропорциональности и об изваянии тела надлежащей формы. Он устроил трехструнную лиру, наподобие времен года, так как установил три тона: острый, тяжелый и средний, острый – от лета, тяжелый – от зимы и средний – от весны. И греков он научил красноречию, за что и назвали его Гермесом. Одним словом, Осирис, у которого он был иерограмматом /священным писцом/, обо всем сообщал ему и очень пользовался его советами». По Клименту Александрийскому, к Трисмегисту восходит священная литература Египта, он – автор сорока двух книг (а Ямвлих говорил о двадцати тысячах сочинений).

Ссылки на Трисмегиста впервые появились у астрологов III в. Вполне вероятно, что возникновение образа Трисмегиста связано с близостью к потустороннему миру его «прообраза» – греческого бога торговли Гермеса, покровителя путников и проводника душ умерших. С Трисмегистом связывали оккультные науки и так называемые «герметические» (тайные, доступные только посвященным) сочинения.

В европейской оккультной традиции Гермес Трисмегист – «сторожевой пес» Пастыря Душ человеческих. Он – обладатель чудесного жезла кадуцея, победитель Тифона, «магистр всех наук и искусств, знаток всех ремесел, правитель Трех Миров, писец богов и хранитель Книг Жизни» (М. Холл). Масоны считали Трисмегиста автором масонских ритуалов посвящения.

Вас может заинтересовать:  БАДБ

С образом Гермеса Трисмегиста связан так называемый «Герметический корпус» сочинений периода поздней античности и средневековья. В этот комплекс входят:

«Поймандр Гермеса Трисмегиста»;

«Вселенская речь»;

«Священное слово Гермеса»;

«Слово Гермеса Тату: Кратир или Монада»;

«Слово Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»;

«О том, что благо в одном Боге и нигде больше»;

«О том, что величайшее зло для людей – неведение Бога»;

«О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»;

«О мышлении и ощущении»;

«Ключ Гермеса Трисмегиста»;

«Ум к Гермесу»;

«Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»;

«О возрождении и о правиле молчания, тайная проповедь на горе Гермеса Трисмегиста сыну Тату»;

«Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию»;

«Определения Асклепия царю Аммону»;

«О волнениях тела, сковывающих душу».

Большая часть трактатов представляет собой речи Гермеса, в которых он излагает полученное сверхъестественным путем Божественное откровение. Так, согласно «Поймандру Гермеса Трисмегиста», первоначально существовал только Бог, являвшийся Умом, Отцом, Светом, Жизнью и имевший андрогинную природу. Затем от Света отделилась и пала вниз Тьма, Материя, превратившаяся в четыре первоэлемента: Воду, Землю, Огонь и Воздух. Свет также породил Слово, Сына Божьего, и сам в Себе воспроизвел мир многочисленных Сил. Человек и мир соответствуют друг другу: голова человека – небо, глаза – Солнце и Луна, грудь – воздух, живот – земля, сердце же является святилищем тела, местом обитания ума. Развитие герметической традиции в средние века было связано преимущественно с оккультной практикой, а возобновлению интереса к герметизму в эпоху Возрождения способствовал перевод на латинский язык четырнадцати трактатов «Герметического корпуса», осуществленный Марселио Фичино. К герметической традиции восходит и теория «натуральной магии» Пико делла Мирандола, которой отдали дань многие мыслители XVI–VII вв. (Коперник, Кеплер, Бруно – вплоть до Ньютона).

Вас может заинтересовать:  ЗЕВС (ДИЙ)