МИТРА (МИХР)

В иранской традиции бог клятвы и соблюдения договора, хранитель закона мироздания, также солярное божество, которое в религии ранних Ахеменидов (персидских царей) считалось верховным божеством пантеона. В правление парфянской династии сложился митраизм – культ Митры как верховного бога, заимствовавшего статус Ахура Мазды. Митраистский миф творения гласит, что Митра был рожден скалой, вступил в борьбу за власть с солнцем, затем заключил со светилом мир и обменялся клятвами, потом убил Первого Быка, созданного Ахура Маздой, и из тела животного произошли все полезные растения. «Младшая Авеста» называет Митру судьей в загробном мире.

Как божество огня и солнца, Митра в эллинистическую эпоху отождествлялся с греческими Гелиосом и Гефестом.

Культ Митры был заимствован римлянами и получил широкое распространение в Римской империи. Римская традиция трактовала Митру как олицетворение силы и мужества (Митра – победитель быка). Известны ритуалы в честь Митры (митраические мистерии) и многочисленные ритуальные сооружения в честь этого божества (митрейоны). Особую популярность Митра приобрел у римских легионеров, от Евфрата до Рейна. В 307 г. Митра был объявлен в Риме Sol Invictus, то есть «непобедимым солнцем»; день его рождения справлялся 25 декабря.

Ксенофонт писал о поклонении Митре персидского героя Кира Младшего, Ктесий – о жертвоприношениях Митре, совершаемых персидскими царями, Курций Руф – о поклонении Дария III Митре, солнцу и вечному огню.

Вас может заинтересовать:  СИРОНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *