Язычество

Религии древних

Главная Язычество как религия О прошлом и настоящем языческого движения



О прошлом и настоящем языческого движения

Кто бы что ни говорил, три авраамические религии – иудаизм, христианство, мусульманство – не охватывали и не охватывают большинство верующих людей Земли. Индия, Китай, Юго-Восточная Азия, то есть более половины населения мира, ориентируются преимущественно на разные формы язычества, исповедуя традиционные верования и религии, сложившиеся на их основе.

Едва ли ктото усомнится, что сегодняшняя Япония – одна из ведущих высокотехнологичных держав мира с очень сильными экономикой и наукой. Между тем, в этой стране признана и имеет высокий государственный статус исконная японская духовность – языческая вера Синто. Её гармоничные храмы, посвящённые природным стихиям, стоят в живописнейших уголках страны. Синтоизм мирно уживается с другой официальной, хотя и пришлой религией – буддизмом (возникшим из индуизма).

В столь же благополучной и ухоженной, как Япония, Исландии действует евангелистская лютеранская церковь. Хотя лютеран много, есть здесь и церковь католическая, а также несколько других конфессий. Между тем уже немало лет назад как вторая государственная религия получила признание природная вера «Асатру» (первая современная зарегистрированная община одинистов действует в Исландии официально с 1973 года). В переводе с древнеисландского Асатру буквально означает «вера в богов». Она известна также как Одинизм (по имени Одина – верховного бога древнегерманского пантеона) и Трот (Troth – «вера» или «верность»). Культ Асатру уходит глубоко корнями в северогерманскую традицию (a). На рубеже веков эта вера возвратила себе официальное признание также в Дании и Норвегии.

По пути признания государством природных верований пошла и некогда католическая Литва. Попытки возродить старую веру предпринимались в течение всего XX века. Лишь в 1992 году официально зарегистрирована организация современных балтийских язычников под названием «Ромува». В октябре 2002 года, спустя 600 лет после крещения, в этой стране появился свой Кривис (верховный жрец) (b). На «инаугурации» Верховного жреца присутствовали члены парламента и другие официальные лица.

С начала 1990х годов в России также наблюдается возрождение дохристианских традиционных (языческих) верований и народных обрядов, складывание «центров притяжения» приверженцев природной веры.

Корни этого возрождения – во внимании блестящих русских и советских учёных и мыслителей XIX–XX веков к народным традициям, искусству, ремёслам (c).

В годы советской власти сохраняется устойчивый интерес к дохристианской религии и народным обычаям, свидетельством чему многочисленные этнографические записи с русского Севера (М.М. Коргуев, А.Н. Нечаев и др.), Урала (П.П. Бажов) и т. п., а также их популярные переработки (А.Н. Толстой).

В конце 1930-х – начале 1950-х годов в СССР на самом высоком правительственном уровне приходят к целесообразности использования архетипических языческих символов в целях контрпропаганды (считая идеологическими противниками как христианство, так и германский оккультизм) (d).

В годы войны и послевоенный период возрождается традиционный культ Победы и оружия, отголоском которого стали знаменитые монументы – памятники вооружённым мечами русским воинам-победителям и освободителям в Сталинграде, Киеве, Берлине. Наконец, одновременно с возрождением языческого обряда кремации вместо православного трупоположения, по всем городамгероям России и странам освобождённой Европы вспыхивают священные неугасимые костры. Как и тысячу лет назад, народ чествует ушедших в мир иной у поминальной крады – Вечного огня. Мы до сих пор раз в год всей страной по сути совершаем самый настоящий обряд у этого Огня, приносим языческие требы и ставим почётный караул, охраняющий священное пламя от посягательств. Вероятно, всё это было не случайно. Закономерным стало и возвращение в число традиционных государственных праздников Нового Года с языческим обрядом украшения вечнозелёного Мирового древа.

В 1960–1980е годы выходят переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса индоевропейских народов с подробными комментариями специалистов. Недостаток первоисточников о славянской политеистической культуре компенсируется повышенным интересом к античной, ведической и эддической традициям. В 1990-е годы переиздано и затем продолжено Полное собрание русских летописей, а также дореволюционные изыскания подвижников традиции славян и их ближайших соседей.

Появляются многочисленные исторические и фантастические литературные произведения, основанные на языческой традиции.

Немалую роль в становлении языческого движения на постсоветском пространстве сыграли книги выдающихся исследователей традиции славян и Руси Б.А. Рыбакова, Н.И. Толстого, В.В. Седова, А.Г. Кузьмина, О.Н. Трубачёва (e) – к сожалению, ныне уже покойных.

Всё это уже с конца 1980-х годов привело к рождению языческих групп, жадно вбирающих в себя знания. Одновременно в образовавшуюся идеологическую пустоту после развала Советского Союза устремилась Русская православная церковь, навязчиво распространяя мнение о православии как единственно возможной и исконной русской вере. Но это утверждение, мягко говоря, не соответствует истине и не отражает действительной глубины и сложности духовной жизни русского и других народов России. Это просто обман.

Мы видим, как набирает силу языческая вера поволжских народов и татар, в том числе Тэнгри. Республика Марий Эл – единственный пока субъект Российской Федерации, где жрецы марийского языческого культа «Чи Марий» вполне официально признаны наследниками финно­угорской Природной веры. В Чувашии развивается этническая вера Сувар. В Туве расцветают шаманские культы…

Даже за народами Крайнего Севера уже признано право на свою собственную религию. Увы, беспристрастный анализ убеждает: русские – самый многочисленный народ Европы – таким правом не обладают, их исконные традиционные верования и обычаи не защищены законами собственной страны!

Тем не менее, вопреки упорно распространяемому утверждению о противостоянии русских язычников православной церкви и возбуждении нами шовинистических настроений среди населения, значительная часть организованных языческих групп исповедует взгляды, направленные на объединение народов России, и религиозную терпимость. На это однозначно указывают документы влиятельного объединения последователей дохристианской Традиции – Круга Языческой Традиции (основан в марте 2002 года) (f). Ныне он уже объединяет несколько десятков групп из разных городов России и Украины. Первому Съезду Круга (см. Приложение 2) в первом чтении и представлен настоящий Манифест.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

КРАТКИЙ МИФОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ - Г

· ГАНЕША, в индуистской мифологии бог мудрости и устра нитель препятствий, сын ШИВЫ, слоноголовый, с красным или желтым туловищем. · ГАРУДА, в индуистской мифологии царь птиц, ездовое животное ВИШНУ · ГЕБ, в египетской мифологии бог земли. Сын богини влаги Тефнут и бога воздуха Шу, брат и супруг богини неба НУТ; его дети ОСИРИС, СЕТ, ИСИДА, Тефтида. Добрый бог – охраняет живых и умерших от живущих в земле змей, на нем растут все необходимые людям растения, из него выходит вода (Н...

Подробнее

Великие боги:

СКВОЗЬ МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ…

Представления о мире и о себе люди с незапамятных времен воплощали в образы богов и ге...

ПЕРВЫЕ БОГИ

  Как возникла у людей идея Бога, когда это произошло, какими были первые боги – все ...

История религий:

Фетишизм - ранняя форма религии

News image

Фетишизм – это вполне религиозное поклонение каким-либо материальным предметам, которым человек приписывает сверхъестественные свойства. До сих пор среди исследователей существует спор, можно ли называть фетиш...

Культ мертвых у Балтов

News image

По языческим верованиям литовцев жизнь продолжалась после смерти. Поэтому по умершему требовалось совершение особых обрядов, чтобы посмертная жизнь была беззаботной и счастливой. Если умирал князь ил...

Авторизация



Археология:

В Агсуинском районе откопали город

News image

В Агсуинском районе Азербайджана начаты широкомасштабные археологические исследования под руководством доктора исторических наук Гафара Джабиева. Пр...

Язык «Валесовой книги»

News image

Лингвистический анализ был проведен Л. П. Жуковской по тексту «фотографии» дощечки 16, а затем наиболее ра...

Правда о сокровищах Ретры

News image

Новая книга академика Валерия Алексеевича Чудинова рассказывает о сокровищах легендарного славянскогогорода-храма Ретра. На изображениях богов и ...

Археологические памятники докирилловского письма

News image

Существование дохристианской письменности у славян подтверждается также и археологическими памятниками. К сожалению, изучению истории письменности, в то...

Автозапчасти vortex.

Боги и духи славян:

Бог Святовит

News image

Славяне, которые проживали на западе, называли Святовита дедом Богов. Александр Афанасьев, который является русским исследователям фольклора в своей книге, которая называется «Древо жизни» написал, что ...

Даждьбог у славян

News image

Даждьбог у славян - один из самых главных богов в пантеоне. Лик Даждьбога олицетворял Солнце, свет, теплые лучи, которые вдыхают жизнь, свод правил и моральных ...

Боги Древних Кельтов:

Женские божества

News image

Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов». Это такие неясные, но...

Божественная иерархия

News image

Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и ...