Митру, владеющего бескрайними пастбищами, Мы чтим молоком, содержащим Хому1. Митру праведного, красноречивого, Тысячеухого, прекрасно сложенного, Десятитысячеокого, высокого, Далеко видящего, могучего, Не смыкающего очей, бодрствующего. Митре молятся правители земель, Идущие на битву
Против кровожадных вражеских воинств,
Против их сомкнутого строя,
Наступающие между рядами сражающихся стран.
Ему молятся воины,
Сидящие на конских крупах,
Просящие силы для своих коней
И здоровья для своего тела,
Чтобы заметить издалека врагов,
Отбить недругов…
Он первый из небожителей
Поднимается над вершиною Хары2,
Предшествуя бессмертному, быстроконному солнцу,
Первый овладевает
Прекрасными золотыми высями
И оттуда, могучий,
Окидывает взором жилища ариев,
Где доблестные вожди
В боевые ряды
Выстраивают множества,
Где высокие горы,
Обильные лугами и водами,
Скот питают досыта,
Где глубокие озера
Водной гладью раскинулись,
Где судоходные, широкие реки
Устремляются бурными потоками
К Ишката и Парута,
К Моуру и Харойва,
К Гава и Хваризаму.
Если солжет Митре
Глава ли дома,
Глава ли общины,
Или глава области,
Или глава страны,
То он воспрянет,
Разгневанный, оскорбленный,
И разрушит он жилище,
Общину, область, страну.
Митре солгавший, на коне не ускачет…
Копье, брошенное врагом Митры,
Вернется обратно…
Опустошаются мрачные логовища,
Дома становятся необитаемыми
У солгавших Митре, у приверженцев Друджи,
У убивающих тех, кто предан Арте…
Стрелы их, орлиными перьями опушенные,
Пущенные из прекрасного лука,
Не достигают цели,
Ибо разгневан, яростен,
Непримирим Митра,
Владеющий широкими пастбищами…
Митра прогоняет врагов,
Рашну3 их отпугивает,
Сроша4, праведный, со всех
Сторон их сгоняет
Навстречу небожителям,
А они предают вражеский строй смерти,
Когда разгневанным, яростным,
Непримиримым бывает
Митра, обладающий широкими пастбищами…
Он шествует после заката солнца,
Широкий, как земля.
Касается обоих концов этой обширной,
Выпуклой, бескрайней земли,
Обозревая все, что есть между землей и небесами.
В руке он держит
Булаву о ста шишках,
Ста острых гранях,
Которая устремляется и разит воинов.
Булава эта отлита из желтого металла,
Из крепкого, золотого.
Это — самое мощное из оружия,
Самое победоносное из оружия.
По правую руку его идет
Добрый, праведный Сроша,
По левую руку — высокий,
Сильный Рашну.
Всюду вокруг него
Идут воды и растения,
Идут духи праведных.
Четыре жеребца ведут ту колесницу,
Все одинаковой белой масти,
Питающиеся небесным кормом и бессмертные.
Передние копыта их
Кованы золотом, задние — серебром,
Все прикреплены х одному дышлу,
Все ходят под одним ярмом.
1 Хома (хаума) — напиток богов, служащий для поднятая их божественного духа. Это явно какое-то растение с наркотическим действием. Но какое? Мнения ученых в этом вопросе разделились между грибом-мухомором, ревенем, эфедрой, коноплей, беленой. Местом произрастания хомы считалось подножие мировой горы, где она будто бы росла на берегу озера или посредине его на островке. Хома выжималась или растиралась в ступе, смешиваемая с молоком. Вкусивший хому обретал силу, страсть, способность к обороне и мудрость. Иранская хома соответствует индийскому напитку бессмертия — соме.
2 Хара («Высокая») — свявзенная гора авестийских гимнов, вокруг которой вращаются звезды, Луна и Солнце. Согласно преданию, Хара росла в течение 800 лет, поднимаясь каждые двести лет до звезд, Луны, Солнца и, наконец, до бесконечного света. Хара — место обитания богини плодородия, а также бога хомы, избравшего, по указанию Аху-ра-Мазды, одну из ее вершин.
3 Рашну — в иранской мифологии дух праведности, сын Ахура-Маз-ды, постоянный спутник Митры.
4 Сроша — дух религиозного послушания и порядка, посланец Ахура-Мазды. Его мыслили в образе петуха, священной птицы.