Попытки разгадать также и объяснить сцены, которые были вырезаны на печатях, начались еще с самого первого знакомства с древневосточной глиптикой. На это нас толкал характер изображений. На первый взгляд шумеро-аккадская глиптика производит впечатление на самом деле иллюстративное.
Мифология активно используется в кинематографе и мультипликации, правда, в мультфильмах чаще встречается волшебство. Например, винкс 6 сезон с нетерпением ждут поклонники приключений волшебниц, способных найти выход из любой ситуации.
На самом деле даже неспециалист, который берет в руки аккадскую либо шумерскую печать, то ему кажется, что он смотрит на нее и видит отражение некоторого фольклорного либо шумерского сюжета. Женщина и мужчина, которые стоят на спинах крылатых драконов, герой убивает гидру с семи головами, происходит суд над фантастическими существами, многие из данных либо подобных сюжетов есть возможность повстречать еще и в мировой литературе.
К примеру, божеством водной стихии является шумерский бог Энки, ну а солнце — бог Уту-Шамаш и т.п. Но вот в шумерских литературных памятниках мы практически не сможем найти ситуации, которые смогли сделать понятным для нас изображения, находящиеся на печати. По этой причине обычно мы ссылаемся на то, что нам практически не известны шумерские тексты, и они ограничиваются сопоставлениями общего характера. При всем этом можно предположить, что определенный эпизод, который изображается в глиптике, смог бы вполне существовать в некотором, не дошедшем до нас, литературно-мифологическом тексте. Только используя способы сопоставления, множество сцен объяснялись с огромными натяжками либо вовсе остались без объяснения.
Таким образом, к примеру, на печати был иллюстрирован герой-божество, который сражался с большим птицеподобным драконом, и мы предполагали, что перед нами это бой бога Мардука с чудовищем Тиамат, который олицетворяет первозданную стихию. Либо на печати отсутствуют изображения двух героев, которые сражались с быком либо львом. В данном случае их отождествляли с Гильгамешем и Энкиду лишь по той причине, что в тексте эпоса присутствуют эпизоды, которые напоминают сцены, изображенные на печати.
Огромное количество сопоставлений такого рода были сделаны на заре ассириологии. Тогда ученые можно сказать, что практически не знали литературные тексты, и об этом мы бы не говорили, если большинство из трактовок не стали привычными, традиционными и не переносились из исследования в исследование без критического к ним отношения.
23/11/2013