Древнеегипетская религия характеризуется продолжительным существованием различных первобытных представлений. Из школьной программы мы знаем, что возглавлял древний Египет Амон Ра, но в многовековой истории египетского государства множество, раз суть и значение древних культов, претерпевали значительные изменения. Смешивались между собой верования земледельцев, скотоводов и первобытных охотников. С годами, на них откладывал отпечаток тогдашний политический строй, времена подъема страны и тяжелые годы упадка.
За редким исключением времени правления Эхнатона, в Египте никогда не было единой государственной религии, поэтому и не осуществлялась унификация пантеона богов. Древнеегипетские боги и мифы являются очень сложным феноменом, поскольку в них присутствуют противоречивые, а порой и взаимоисключающие верования. Бывали периоды, когда жрецы пытались как-то упорядочить и совместить хаотичные нагромождения, сложившихся за века верований, но всё было тщетно.
До начала главенствования в Древнем Египте Амона Ра не существовало единой концепции создания мира. Бытовавшие представления о мировоздании были крайне противоречивыми. Самым популярным было гелиопольское сказание о сотворении мира, повествующее о возникновении из первобытного хаоса Атума, олицетворяющего солнце Атум — Ра. Он и стал прародителем всей жизни на земле. Оплодотворив сам себя, Атум выплюнул воздух (Шу) и влагу (Тефтун), породивших в свою очередь небо (Нут) и землю (Геба).
Геба и Нут родили Осириса, Сета, Исиду и Нефтис. Эти боги вошли в геопольскую девятку, занимавшую в пантеоне богов очень важное место. Мемфисское сказание, возникшее намного позже, указывает на бога Птаха, как на создателя мира. Самыми почитаемыми древнеегипетскими божествами были Себек и Хапи, которых связывали с Нилом, и Ра, Атум и Гор — связанные с солнцем. Осирис и Анубис, покровители мертвых, также были в большом почёте.
Древние египтяне обожествляли всё вокруг, указывая тем самым, что под влиянием богов находятся абсолютно все сферы жизни: как природные силы, так и культурное развитие. Любое явление природы воспринималось как взаимоотношения между богами. Культурная и общественная жизнь тоже имели своих покровителей. Например, богиня Саф ассоциировалась с письменностью, а ибисоголовый бог Тот олицетворял всю культуру в целом.
В зависимости от местности менялось и представление о внешнем облике богов солнца. Это был и крылатый диск, и гигантский жук — Скарабей, который толкал по небу солнечный диск, и сокол, и человек с головой сокола. Соответственно, в зависимости от периода и местности, боги солнечного культа имели различные имена: Хор, Ра, Хепри, Атум и пр. Были случаи, когда представление о божествах наслаивалось друг на друга и разные боги «сливались» в одно божество. Особо почитаемым в Древнем Египте богом был Ра, который смог выйти за границы определённой местности и превратился в общегосударственный древнеегипетский культ. После этого, если какой-то бог получал общегосударственное значение, он тотчас объединялся с богом Ра, а имя произносилось с соответствующей частицей: Амон-Ра, Менту-Ра, Себек-Ра и прочие.
После объединения Египта под началом фиванского дома, в период среднего царства, главенствующую роль получил древнеегипетский Амон Ра, считавшийся величайшим небесным божеством, символом государства, могущества и власти фараона.