Храм бога Амона Ра

Североафриканская древнеегипетская цивилизация. Еще совсем недавно казалось, что мы знаем о ней очень много. Но чем более углубленно ею занимаются ученые — египтологи, тем больше загадок и вопросов возникает у них. Кто такие эти древние египтяне, кто и для чего строил пирамиды и сколько им на самом деле лет? Общепринятое мнение — пирамиды, это усыпальницы Египетских фараонов, которые те возводили еще при своей жизни. Но даже при гипертрофированной любви к себе, трудно представить, что одному человеку было нужно столь грандиозное сооружение для того, чтобы навеки упокоиться.

Возможно, это отголоски каких-то древних религий, предписывающих сооружать столь грандиозные погребальные строения. Каменные пирамиды, которых боится даже время, фрески и скульптуры, на некоторых из них сохранились имена их создателей, которые высекались на скульптурах согласно древнеегипетским традициям. Древняя скульптура и архитектура — это то немногое, что может дать представление о том, как они жили, эти древние люди. В этом плане, египтяне — настоящие молодцы. Они оставили после себя очень много в плане материальной культуры. По предметам, сохранившимся в многочисленных усыпальницах, можно составить достаточно приличное представление о жизни и быте людей, живших в древнем Египте. Жаль только, что многое не дошло до нас, или дошло изрядно подпорченным.

Основательно разрушенный Карнакский храм бога Амона Ра и сегодня производит сильнейшее впечатление. Храм, площадью тридцать гектар, привлекает к себе туристов со всего мира. Трудно представить себе, как он выглядел в те давние времена и как воспринимался современниками. Вызывал ли он чувство восхищения или священного ужаса, мы никогда не узнаем. Стены, колонны, своды храма, имитирующие звездное небо, их размеры никак ни вяжутся с понятием — древний.

Вас может заинтересовать:  Анубис

Кроме того, храм бога Амона Ра — это настоящая летопись Египта. На колоннах и пилонах, даже тех, что дошли до нашего времени огромное количество информации. Это и скульптура, и фрески, запечатлевшие сцены из жизни, в основном фараонов, жрецов и представителей высших сословий. Но, том не менее, это история, пусть отражающая жизнь не всего общества, но история. Кроме того, масса письменных свидетельств, описание жизни все тех же фараонов и жрецов, описание военных действий, истории восхождения на престол фараонов, смены династий и многих других очень интересных событий.

Надо отдать должное древнеегипетским мастерам, в своей натуралистичности они достигли больших высот. Видимо, в те времена, правда, жизни ценилась очень высоко, и никому в голову не приходило изваять или нарисовать даже фараона лучше, чем он был на самом деле. Об этом можно с уверенностью говорить глядя, к примеру, на изваяние фараона Сенурсета. Скульптура запечатлела все физические несовершенства фараона. А может быть, просто с того времени сильно изменились представления о совершенстве человеческого тела. Может быть, каким-то физическим изъянам приписывали божественное происхождение, и это считалось отличительным знаком особ царской крови. Как бы там ни было, одним из центров древнейших цивилизаций на Земле был и остается Египет. Сколько тайн он хранит, а сколько захочет открыть, мы не знаем, мы можем только надеяться.