Древнегреческая мифология подарила много интересных фактов из жизни богов Олимпа. Одним из них был древнегреческий бог Дионис – бог виноделия. Из этого следует, что культ этого бога связан с весельем и вином. Празднества, посвященные Дионису, сопровождались разгульным пьянством и танцами, которые доводили людей до экстаза. Целью культа Диониса была проповедь слияния с природой, благодаря которой человек полностью отдается ей. Считалось все, что видит, воспринимает на слух, обоняет и осязает человек – это проявления Диониса. Человек перестает чувствовать себя оторванным от Вселенной, он с ней одно целое, а значит, с древнегреческим богом Дионисом тоже.
По мнению некоторых исследователей, что накануне греко-персидских войн грозным их предвестником стала религия, посвященная Дионису. Этого бога не почитали другие народы. Его культ в античной греческой религии развился где-то на севере Балканского полуострова. Точная дата неизвестна, но пришло время, когда странности этого праздника стали называть оргиями. А затем они получили название вакханалия. Слово вакханалия означает посвященное Вакху, это второе имя Диониса.
Огромные толпы полуобнаженных женщин, в шкурах диких зверей, с палками, увитыми плющом, которые назывались тирсами, потрясая ими, и громко крича, бегами по священным холмам и рощам. Матери больших семейств, юные девушки собирались на эти вакханалии, и никто этого не запрещал, для всех это был священный праздник бога Диониса. Для греческих женщин, неграмотных, имеющих в повседневной жизни множество запретов и лишенных всех прав, это было выходом их подавляемых страстей. Сохранились свидетельства многих греческих поэтов, драматургов и историков, что эти вакханалии, ночные забавы с факелами и криками очень часто заканчивались полным безумием, уже не контролируемым человеческим духом.
Это колоссальное исступление приводило к страшным последствиям. Культ Диониса многие исследователи считают, похожим по описанию на шабаш ведьм. Когда проходил праздник, текли винные реки, их танцы вместе с экзальтацией и специальной музыкой бросали участников в пучину экстаза и эйфории. В таком состоянии демонические силы, глубоко спрятанные в человеке, вырываются наружу. Это приводило людей к упоению кровью и разрушениям. Вакханки, встретив на своем пути стадо животных, могли разорвать его и пожирать на месте, случались и убийства. По рассказу одного поэта, если эта толпа разъяренных женщин встречала мирных жителей, те разбегались от них в страхе, вакханки могли убить ребенка.
Но греки уважительно относились к таким, на взгляд современного человека, странным вещам. Они считали, что естественный экстаз, когда человек отдается всем страстям души и тела, приобщает его в тот настоящий момент к природе и подчеркивает его космическую сущность. Человек и природа становятся едиными в экстазе. Он превращается в лань или волка, в шум деревьев или журчание ручья, становится единым целым с мирозданием, забывая, что он разумное и духовное существо.
Этот культ древнегреческого бога Диониса в VIII-VII веках до н.э. был распространен во всей Греции. Сначала его целью было освобождение души и соединение со Вселенной, но со временем он стал все больше скатываться до безумства оргий. Затем празднества разрешалось проводить только на Парнасе один раз в два года. Остальная Греция отмечала праздники земледельцев и садоводов, в которых от безумства остались лишь игры ряженых, а вместо кровавых жертв подносились богу плоды урожая.