Кронос (или Хронос) был протогеном (первобытным богом) времени, божество, который появился самосформированный в начале создания в Орфических космогониях. Кронос предполагался как бестелесный бог, в форме змеи с тремя головами – то похож на человека, быка, и льва. Он и его супруга, змеиная богиня Ананке (Ananke) (Неизбежность), переплетали основное мировое яйцо в их катушках и раскололи его, чтобы быть преобразованными во вселенную с разделенной землей, морем и небом, образуя новый порядок в мире.
Хронос и Ананке оставались божествами вселенной после создания — отдаленные, бестелесные боги, с приходом которых начали кружиться небеса и начало идти вечное течение времени. Ноннус (Nonnus) описывает Кронуса подающего прошение Зевсу под маской пожилого человека с длинными белыми волосами и бородой. Однако Орфик (Orphics) расценил его как отдаленного бога.
Фигура Хроноса была по существу космологическим удвоением Титана Кроноса. Орфик иногда комбинировал его с создателем-богом Фанесом (Phanes). Его финикийским эквивалентом был, вероятно, Олам (Вечное Время), которого греки определяли как Уломоса (Oulomos).
Хронос появляется в греко-римском мозаичном искусстве как Аион (Aion), Вечность , где он был представлен как бог, противостоящий небу, держа колесо, надписанное с двенадцатью знаками Зодиака. Гея (Мать — земля) обычно изображалась, откидываясь на его ногах.
РОДИТЕЛИ:
[1.1] НИ ОДИН (он появился при создании) ( Nonnus Dionysiaca 7.7 & 12.34)
ПОТОМСТВО:
[1.1] Хаос, Айтер, Фанис (Ананке)
[1.2] Хаос, Айтер, Эребос (Ананке) образованные из вселенских яиц
[1.3] Хаос, Айтер
[1.4] Сформировал вселенское яйцо из Айтера (содержащее Гею и Урана)
[2.1] Хемера (Никс) (Bacchylides Frag 7)
[4.1] Моираи (Никс) (Tzetzes на Lycophron)
[5.1] Гораи (Nonnus Dionysiaca 12.15)
[Сначала прибыл] Тетис (Thetis) (Создание). После этого, древний Порос (Poros) [Khronos?] и Текмор (Постановление) [Ananke?] ’: Текмор возник после того, как Порос… появился вслед за ним… и был назван Порос, так как начало обеспечило все вещи; поскольку, когда все началось приводиться в порядок, определенный Поросом, он возник как начало. Таким образом, Альман (Alkman) представляет вопрос о существовании всех вещей, как они появляются и формируются.
Тогда он говорит, что каждый возникает, чтобы приводить в порядок все вещи, после Порос прошел сопровождаемый Текмром. И Порос как начало, Текмор как конец. Когда Тетис (Создание) возник, начало и конец всех вещей возникли одновременно, и у всех вещей есть своя природа, в то время как Тетис имеет свое сходство с создателем, Порос и Текмор имеют сходство с началом и концом.