Агни

Агни — огонь — бог огня, домашнего очага, жертвенного костра в ведийской и индуистской мифологиях. По числу упоминаний в Ригведе занимает второе место после Индры. Главный из земных богов, персонификация священного огня. Основная функция — посредничество между людьми и богами. Жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо. По разным описаниям имеет три головы или ни одной. Характерны отождествления с разными богами, людьми, животными. Имеет множество ипостасей — огонь на небе (солнце, молния), в водах, жертвенного костра, старый, молодой. Многочисленны версии происхождения: рожден в водах, возник на небе, родился от самого себя, от трения двух кусков древесины (как акт зачатия). Родители — Дьяус и Притхиви (Небо и Земля). В пуранах именуется сыном Ангираса, но в кн.III Махабхараты об Ангирасе говорится как о приемном сыне Агни. Агни также упоминается как сын Дакши, Дакшины, Илы, Пришни, жреца. Имеет тройственную природу: родился в трех местах — на небе, среди людей и в водах; имеет три жилища, троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка. Дружествен к людям, к долгу, соединяет супругов, приносит богатство, уничтожает врагов, тьму. Многочисленны имена, но высшее из них хранится в тайне — Асура, пожиратель жертвы; первый Ангирас, Митра, Рудра, Матаришван, Бхарата и т.п. Функция Агни, как космической силы вводится в рамки учения о четырех мировых периодах (Юга); функция Агни как стихии преобразуется в концепции пяти элементов, из которых состоит мир. Агни становится одним из хранителей мира (Локапалы), ему отдается во власть юго-запад, иногда и восток.