Вначале не было ни Земли, ни Неба, а был один всепоглощающий хаос — Мировой Окен. На поверхности Океана плавали две удивительные утки. Одна из них забавлялась тем, что ныряли в черную пучину Океана и подолгу плавала там. Холодный мрак глубины не пугал ее, а привлекал и становился родным. Ее все сильнее тянуло вниз. И она уже не могла подолгу находиться на поверхности воды.
Другая оставалась в ожидании. Черная пучина Океана не привлекала ее, и она с грустью привыкала к своему одиночеству. Но однажды, глядя на ровную гладь поверхности воды, она задумала сотворить мир.
Для этого она решила создать землю. Вынырнувшая утка сказала, что на дне Океана есть песок, из которого можно сделать землю. Тогда послала она ее за песком на дно океана. Посланица принесла песок, отдала, но не весь. Утка — Творец, получив песок, толкала его колотушкой девять дней, и в результате образовалась земля с ровной поверхностью. Не успевала Она наглядеться на свое творение, как посыльная утка высыпала из клюва песок, который она утаила, — и образовались горы, ущелья и впадины, — чтобы не все cотворенное на земле, принадлежало Утке — Творцу. В наказание за гордыню и утайку Утка — Творец не дала второй Утке земли для проживания.
— Мир, задуманный мною, не был миром для гордыни, тщеславия и обмана, — сказала Она. Провинившаяся все-таки выпросила земли размером со след трости, проткнула ее и ушла в отверстие.
— Будь по-твоему, владычествуй Низом, — произнесла Утка-Творец.
Так Утка-Творец признала право Утки владыки нижнего мира.
После Они взрастили лес, наполнили его всякими зверями и птицами и, наконец, Утка-Творец решила сотворить людей — мужчин и женщин. Из глины она сделала им мышцы и мягкие ткани, из разных пород деревьев — кости. Но душу Она — вдохнула лишь наполовину, вторую половину вдохнула другая утка- Владычица нижнего мира.
После этого Утка-Творец дала людям Закон, скот и хлеб, чтобы они могли жить и трудиться. Утка знала, что у людей без Закона не будет порядка, они обернутся к хаосу и пропадут, а без труда не выдержат скуку одиночества и погибнуть.
С момента сотворения человека Утка-Творец обретает свое имя- Тэнгри Кудай, а вторая утка — Эрлик-хан (Эрлик Хан).
Сотворив людей, Тэнгри поднялся вверх, отделяя Небо от Земли.
Так Тэнгри и Эрлиг хан сотворили Землю и Небо и разграничили места обитания и сферы влияния. Так была сотворена Ими вертикальная Космическая структура — появились Верх, Низ и Середина.
“Но все еще Хаос царит во Вселенной. Черная буря кружит над Землей, прах земной смешивается с облаками, гремит гром, сверкают молнии, с утиное яйц падает град.
Гибнут люди, звери и птицы, только стоны слышатся над землей, царит страх и растерянность, страдание и горе.
Горы не знают покоя, реки текут без русел, огонь свирепствует в лесах и степях. Луна, солнце и звезды мечутся в беспорядочном кружении.
И тогда Владыка Неба, Бог Тэнгри, вбивает во Вселенную “Золотой Кол” (“Алтын Таяк”).
“Золотой Кол” закрепил Небо и Землю, стал осью мира, вокруг которой держать свой путь Луна и Солнце, звезды и кометы. А конец посоха можно увидеть ночью на темном небе, — это Полярная звезда (Казак йолдыз).
Так как Небо имеет вид купола,то жилье (юрты) люди стали строить куполообразные. Полярная звезда — это “небесное дымовое отверстие” — Центр Неба и вход в небесный мир.Так люди чтили творение Тэнгри и учились у Него жить.
Одним из вариантов подобной космогонической легенды, бытовавшей у татар, является сюжет на прежней основе: “Могуществом бога образовалось дно озера. Бог повелел утке: “Песок, находящийся на дне этого озера, проглоти!”. Эта утка проглотила весь песок. После этого бог повелел: “Песок, находящийся в твоем желудке, выбрасывай в мир”. Сначала она сделала, как повелел бог. Скрыв от бога, подумав, что это будет пища для нее, некоторую часть песка оставила у себя. От этого утка начала опухать. Потом поняла: “Этот песок мне во вред”, и оставшийся в желудке песок тоже “выбросила” в мир…”
В приведенных легендах в актах первотворения фигурирует водная стихия. Известно также, что вода в мифологии многих народов мира — “первоначало, исходное состояние всего сущего, эквивалент первобытного хаоса… Вода — это среда, агент и принцип всеобщего значения и порождения. Вода у тюрков устойчиво соотносилась с чужим, враждебным. Это владения духов и вход в иной мир. Не случайно умыть лицо водой в мифологической традиции равнозначно понятию “умереть”.3
Сюжет о сотворении мира также знает древнетюркская мифология. Его сообщает знаменитая надпись в честь Кюл-тегина: “Когда было сотворено вверху голубое небо (тэнгри), а внизу бурая земля, между ними (обоими) были сотворены сыны человеческие”.