Археология (от греч.archaios — древний, logos — наука ) — наука о древностях. По определению Арциховского А.В., археология — это история, вооружённая лопатой , наука, изучающая историческое прошлое человечества по вещественным историческим остаткам, погребённым в земле. Интерес ко древностям возник на Русиещё в первые века русской истории. В церквах, соборах хранили реликвии, связанные спамятью о князьях, высших духовных иерархах. В Троицком соборе Пскова м.б. увидеть сани, принадлежавшие княгине Ольге, мечи, приписываемые князьям Довмонту и Всеволоду Мстиславичу. В Боголюбове, под Владимиром, хранился меч князя Бориса. В Новгородской Софии берегли посох и облачение епископа Никиты (XII в.), а в Борисоглебской церкви — палицы языческого богаПеруна, чья статуя до крещения новгородцев стояла в Перуновой роще на берегу оз.Ильмень. Ризницы древних церквей являлись хранилищами раритетов, а по сути это были первые музеи на Руси. Проводились тогда и раскопки, но они были связаны с христианскими святынями. В Пскове в 1420 по решению посадников для прекращения мора решено было откопать фундамент разрушенной церкви Власия. Горожане купили двор Артемьев , снесли строения и в первом на северо-западе Руси раскопе обретоша престол .
Зарождение в России науки археологии относится к XVIII в. В 1718 Пётр I издал два указа, предписывавших собирать для нового музея — Кунсткамеры находимые в земле или воде… старые надписи… старое оружие, посуду и все, что зело старо и необыкновенно . При этом надлежало делать чертежи, как что найдут . В Сибирь для сбора коллекции для Кунсткамеры была направлена экспедиция Мессершмидта Д.Г. В1733-1734 состоялась ещё одна сибирская экспедиция (Миллер Г.Ф., Гмелин И.Г). В1739 историк Татищев В. Н. написал подробную инструкцию для археологических раскопок. Во второй пол.XVIII в. российские учёные вели активные археологические раскопки древнегреческих городов на территории присоединённого к России Причерноморья и скифских курганов.
Длительное время к раскопкам относились как к добыче вещей, а к выявленным древностям как к редкостям, связанным с исчезнувшими цивилизациями. Находки были предметом любования, восхищения, вдохновения, но не служили для познания прошлого. Перелом наступил в XIX в., когда произошло активное накопление материалов. Велись раскопки поселений каменного века, курганов эпохи бронзы и курганов, сооружённых скифами в железном веке. Раскапывались античные города, впервые начали изучаться курганные и городские древности Руси. Совершенствовалась методика раскопок, обработки массовых материалов. Это позволило перейти к конкретным наблюдениям и историческим выводам. Сами предметы в руках исследователей перестали быть немыми свидетелями прошлого, а начали рассказывать о нём. Они превратились в исторический источник. Тогда археология и стала наукой.
Учёные имеют дело с вещественными источниками, или археологическими памятниками. Под последними понимаются не только какие-то надгробия. Это может быть отдельная находка, будь то горшок, височное кольцо, нож, поселение, клад, погребальное сооружение, наскальные изображения и т.д. Словом, археологический памятник — это любой древний объект, сохраняющийся в земле, а иногда и в воде.
Основные виды поселений: стоянки, городища, города, селища. Стоянки — остатки поселений каменного и бронзового веков, которые хранят следы жилищ, кремнёвые, бронзовые, костяные изделия. Напр., на поселении новокаменного века Чёрная Гора в Мещере были найдены многочисленные кремнёвые наконечники стрел, отщепы, черепки глиняных сосудов, украшенных орнаментом, костяные проколки, резное изображение головки змеи, бумеранг и даже флейты. На озёрах существовали свайные поселения. Их остатки находят при разработке торфяников, бывших озёр. Здесь неплохо сохраняются предметы из дерева, кости, рога. Многие древнерусские города, имеющие укрепления, но жизнь на которых не прерывалась до наших дней, в разряд городищ не зачисляются (Новгород, Псков, Суздаль, Переславль-Залесский и др.).
Селища — неукреплённые поселения. Применительно к эпохе Древней Руси их надо рассматривать как остатки деревень и сёл. Сведения о многих деревнях XIV-XVI вв. сохранили писцовые книги. Об обилии данных памятников, которые почти не выявлены, свидетельствует тот факт, что в указанное время деревни в центральной полосе и на северо-западе России располагались через каждые 2-3 версты и даже на болотах. С сельскими и городскими поселениями связываются клады, оставленные жителями в минуту опасности. Многие клады (как, напр., в Рязани) относятся ко времениордынского ига. Известны клады арабских монет VIII-X вв., поступавших на Русь в обмен на пушнину.
Погребальные памятники бывают в виде каменных и земляных насыпей (курганы), грунтовых могил, каменных сооружений (дольмены на Кавказе). Это очень ценный исторический источник. В могилах вещи, как правило, хорошо сохраняются. По характеру произведённых действий во время захоронения (разжигание костра, посыпание умершего охрой, порядок укладки вещей и т.д.) можно реконструировать погребальный обряд и даже представление людей об окружавшем их мире. Вещественные источники хранятся в большинстве случаев в культурном слое, который является результатом жизнедеятельности человека на местах его обитания. На стоянках и селищах он может достигать нескольких сантиметров, а в городах — 8-9 м (Москва, Новгород). Сохранению напластований, в частности остатков органического происхождения (дерево, ткань, кость), в ряде случаев способствует насыщенность слоя влагой. В Новгороде было найдено даже надкушенное яблоко X в. Культурный слой справедливо сравнивают с архивом и кладовой древностей.
Археологическая наука в России прошла огромный путь в своем развитии — с к.XIX в. по настоящее время, совершенствуя приёмы и методы раскопок, аналитическую обработку добытых материалов. Изучены тысячи памятников, восстановлены многие забытые страницы отечественной истории. Сейчас учёные ведут работы по составлению Свода памятников археологии страны. О своих находках они рассказывают в ежегоднике Археологические открытия .