Академия Фундаментальных наук (АФН), реализующую познавательный гуманитарный проект «Русь Великая», в последнее время принимает многочисленные звонки и письма от Славянских религиозных общин. Темы, которые поднимаются в письмах, затрагивают различные аспекты истории нашего Отечества. Нередко возникают и дискуссии о символике наших предков. Возник вопрос, касающийся использования одного из небезызвестных символов на сайте партии «Единая Россия» – на баннере «Антифашистского пакта».
Мы обратились к академику АФН и РАЕН, действительному члену Всероссийского Геральдического общества, члену Союза Художников России Константину Юрьевичу Гончарову, который согласился прокомментировать данный вопрос:
– Более пятнадцати лет я занимаюсь разработкой гербов, знаков отличия и различия, наградных систем для силовых структур и гражданских ведомств, учебных заведений России. Мной были созданы знаки отличия для Вооруженных сил и Военно-морского Флота РФ, система знаков различия для МВД РФ и Федеральной службы специального строительства России, которые используются и по сей день. А также свыше 70 видов памятных, юбилейных, ведомственных наград, в числе которых разработки базовой наградной системы для Московской области.
Подобная кропотливая работа приучила меня – не побоюсь сказать именно так – к тщательному, взвешенному и, главное, объективному подходу при разработке того или иного знака отличия или другой символики. Без знания историко-геральдических основ, без изучения специальной литературы и взаимодействия с другими специалистами нечего и браться за создание очередного герба или эмблемы – поверхностный подход здесь неуместен.
Насколько я понимаю, вопрос, возникший у написавших и звонивших нам представителей Славянских религиозных общин, касается символа, который так или иначе используется в качестве обрядового и значение которого, в силу определенных исторических событий, изменилось далеко не в лучшую сторону.
А именно, речь идет о символе свастики – изображение которой использовали на сайте партии «Единой России». В данном, конкретном случае этот символ трактуется как исключительно фашистская символика – надо полагать, как главный символ германских фашистов времен Второй Мировой войны и существования так называемого Третьего Рейха. И сразу вопрос: всё-таки фашистов или национал-социалистов? В Германии подобная символика являлась, прежде всего, знаком принадлежности к национал-социалистской партии. И ещё, что вызвало у меня, как у специалиста, недоумение: если это именно национал-социалистов символика, то она никоим образом не соответствует официальной, скажем так, символике того же Третьего Рейха – ни по цветовой гамме, ни по графическому начертанию. Свастика показана красным цветом, помещена в белый круг с черной каймой – тогда как у германских национал-социалистов свастичный крест всегда изображался черным в белом круге на красном фоне. Получается, что изобретен, по сути, совершенно НОВЫЙ символ.
Я могу понять обеспокоенность представителей некоторых Славянских общин, зарегистрированных в Минюсте как религиозные организации, и вот почему: издревле свастические символы использовались на Руси в качестве солнечных символов при проведении обрядов, в качестве оберегов, украшений одежды и бытовых орнаментов – что подтверждается археологическими изысканиями. Изначально символ свастики и, тем более, схожие с ним по внешнему виду символы никакого отношения к фашизму и национал-социализму не имели и не могли иметь. Приведу лишь некоторые примеры из отечественной истории.
Так, одно из самых древних обнаруженных изображений свастики открыто в Мезинской стоянке, относящейся к палеолиту (каменному веку). Следы стоянки первобытного человека были открыты на правом берегу р. Десны, в селе Мезине Конотопского уезда Черниговской губернии, еще до начала Первой мировой войны. Экспедиция Ф. Волкова и П. Ефименко исследовала стоянку, где были найдены кости мамонта, северного оленя и других животных, кремневые и костяные орудия, обломок браслета из слонового бивня и фигурки птиц, покрытые узорами – волнистыми линиями, треугольниками и… орнаментальными рисунками свастики.
Вообще свастика известна на территории России, по материалам археологических раскопок, не менее трех тысяч лет, и не только в качестве украшений, например, вятичей. Но на Руси данный символ – крест с изогнутыми концами, имел другое название – «Коловрат». «Коло» – древнерусское название солнца, «врат» – «возвращение»; в современном русском языке этому слову соответствует слово «солнцеворот». Солнце символически обозначалось равносторонним крестом, а иногда крестом, наложенным на круг. Загнутые концы креста символизировали прирастание или убыль светлого времени суток. Прирастание солнечного времени суток обозначалось левой свастикой, которая по-русски называлась «коловрат»; убыль же солнца обозначалась правой свастикой, по-русски называвшейся «посолонь».
Кстати, коловрат на посуде праславян из Смелы и Балтийского Поморья служил не просто украшением, а относился к календарным знакам – как отметил академик Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древних славян» (глава 6).
Стоит вспомнить также, что легендарный богатырь земли Рязанской, самоотверженно сражавшийся в 1238 году с монгольскими завоевателями, носил прозвище «Коловрат» – Евпатий Коловрат.
Коловрат изображался не только на предметах культа и быта, но и на русских стягах, оружии, денежных знаках вплоть до первой половины XX века.
В 1917 – 1918 гг. в России изображение коловрата (свастики) помещалось на денежных купюрах достоинством 250, 1000 и 5000 рублей. На этих купюрах имелось изображение двуглавого орла (которого разработал художник Иван Билибин) на фоне левой свастики-коловрата. Деньги эти продолжали печататься и при большевиках, до 1922 года. Мало кто знает, что матрица со свастикой была изготовлена еще по указу Николая II: ожидалось, что после победы России в Первой Мировой войне будет проведена денежная реформа.
Но самое редкостное в области символики умудрились породить большевики в ноябре 1919 года. Приказом № 213 в войсках Юго-Восточного фронта – в калмыцких красноармейских формированиях – вводился новый нарукавный знак. По описанию он представлял собой ромб размером 15 на 11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу ромба золотая ПЯТИКОНЕЧНАЯ ЗВЕЗДА, в центре серебряный венок, в середине которого золотая СВАСТИКА с надписью РСФСР! Правда, свастика именовалась в описании загадочной аббревиатурой «ЛЮНГТН».
Если быть более дотошным, необходимо отметить, что присутствие знаков свастики характерно в эпоху неолита и для Передней Азии, Крита, Индии. А позднее свастика встречается на Дальнем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии, в Тибете и Японии. Не обошел этот символ и коренных жителей Американского континента. Одним словом, свастика (в основном как орнамент, украшение и оберег) с давних пор использовалась повсеместно и отличалась лишь по своему графическому начертанию.
Что касается современности: главный герольдмейстер России Г.В. Вилинбахов в письме за № А 10-1-451 от 27 октября 1998 года заявил, что «действующим законодательством, как российским, так и международным, не предусматривается никаких ограничений относительно официального использования знака «свастика» и знаков, похожих на него».
Именно поэтому можно понять, почему религиозные организации, не имеющие никакого отношения к любым проявлениям фашизма (тем более экстремизма) как такового, но использующие в своих религиозных обрядах символику, схожую с той, что наглым и хамским образом присвоили себе немецкие национал-социалисты в 30-х годах XX века – обеспокоены тем, что исконная славянская символика «попала в немилость» из-за осатанелых германских «сверхчеловеков».
На эту тему писал также в 2002 г. заместитель руководителя Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ, кандидат исторических наук А. Кибовский: «Вся сложность заключается в том, что в современном законодательстве четкое определение «фашизма» и «нацизма» отсутствует, в связи с чем эти понятия все время путаются, и отсюда же растет полное непонимание представителями власти разницы между фашистской, нацистской и прочей экстремистской символикой» (предисловие к каталогу-определителю для коллекционеров «Боевые награды Германии 1933 – 1945». М.: ИПГ «Профис», 2002).
В самом деле, если рассуждать здраво, то настоящих экстремистов никакие запретительные меры по отношению к любому символу не остановят. Важна суть, а не символы сами по себе! Любой экстремист может объявить своей эмблемой белую голубку в качестве символа «борьбы за чистоту и невинность» – а сам будет прятать пулемёт за пазухой. Запретим, к примеру, свастику – появится что-нибудь другое, например, перекрещенные стрелы или топоры – да всё, что угодно. Так сложилось, что элемент символизма присутствует буквально и абсолютно во всем. Круг, крест, ромб, треугольник известны со времен палеолита и задолго до появления письменности стали универсальным языком человечества. Помимо государственной, официальной символики существуют символика народных сказок, алхимическая символика, астрологическая, религиозная, военная, символика политическая и агитационная, и так далее. Вплоть до такого понятия, как «символические личности» – понятия, характеризующего выдающихся деятелей мировой культуры, внесших свой, определенный вклад в историю развития человечества. И как тут прикажете «отделять зерна от плевел»?
Что можно пожелать во избежание различного рода трений и спекуляций, особенно на религиозные и политические мотивы? На примере недавней «карикатурной» войны, где конфликт вспыхнул из-за рисунков, которые оскорбили чувства верующих – наверное, следует как можно осторожнее использовать в любом контексте символику или образы, которые могут вызвать неоднозначную реакцию. Особенно это относится к СМИ, где любая негативная трактовка того или иного символа, размещенного на сайте в Интернете или на страницах газет, может действительно нанести тяжкое оскорбление религиозным чувствам верующих. Остается только посочувствовать тем людям, которые использовали или используют вышеупомянутый символ исключительно во время религиозных обрядов – исторические события сложились таким образом, что смысл конкретного символа был искажен в худшую сторону.
Безусловно, при разработке законов, направленных против экстремизма необходимо четко прописывать значение, расшифровку и различие таких понятий, как «фашизм», «нацизм», «экстремизм». А также конкретно обозначить, какие именно символы могут быть запрещены к публичной демонстрации – во избежание любого рода двусмысленностей, путаницы и возможности трактовать данные законы как угодно.
Более «свободная» трактовка законов приводит к тому, что спекуляциями на тему любой символики можно добиться лишь разделения общества в России на «своих» и «чужих» по политическим или религиозным мотивам. При таком неуклюжем подходе невозможно добиться единения, а ведь многочисленные Славянские религиозные общины – это тоже часть электората, причем, немалая его часть.
Насколько насыщенна и противоречива сама история России – настолько противоречивы и современники, пытающиеся понять и осознать, кто мы есть и как нам вместе жить дальше. Завершить свои комментарии я хотел бы словами Николая Михайловича Карамзина: «Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках…».