Бог огня в славянской мифологии. Он является одним из братьев Сварожичей, сыновей верховного бога Сварога, которого породил Род – всебог, первобог. Семаргл всегда был спутником четырех богов Солнца и плодородия. В его функции также входят покровительство дома и семейного очага, а также семян и посевов. Однако, полное его сопоставление с богом огня наблюдается исключительно в неоязычестве, в ранних же формах славянской мифологии подобных функций у него нет.
Предполагается, что подобное переосмысление образа Семаргла произошло потому, как в некоторых древних славянских легендах он предстает в образе бога смерти и жертвенного огня. Языки пламени, окружающие его лик, переходят в мощный ритуальный костер. Отсюда сопоставление Семаргла с огненным богом. По неподтвержденным легендам бог огня мог превращаться в огромного пса с крыльями, чтобы защищать мир от зла. Ночью он, как охранник, стоит на страже входа в наш мир, чтобы не пропустить в него зло. В этом ему помогает его огненный меч и способность добывать огонь из ниоткуда. Так происходит все дни на протяжении года, пока в день осеннего равноденствия Купальница не зовет его поиграть с ней в любовные забавы. Ровно через девять месяцев, в день летнего солнцестояния, у них рождаются дети – Купала и Кострома. Последние являются ритуальными полубожественными персонажами, которые не относятся к славянскому пантеону богов.
По одной из легенд можно узнать следующее. Однажды, давным-давно, в празднование Перунового дня, когда все боги вместе с Семарглом вкушали ритуального мяса животного, среди людей оказалось двое безбожников. Не почтили они Сварожича Перуна, и вышли на работу в этот великий день его славления. Перун было хотел припугнуть этих людей, собравшись ударить громом и молнией в поле, где те работали. Но его успокоил Семаргл, сказав, что для этого найдется и иной день, не такой праздничный. А среди тех, кто вышел на работу, была женщина с ребенком незаконнорожденным. И вытерла она своего ребенка пшеничными колосьями, которые так бережно все лето растил Перун.
И тогда Перун как испугали бабу нечестивую, громыхнув над ней, и понеслись вихрем колосья оскверненные вверх, в верхний мир. Стали люди хватать свой хлеб будущий, стараясь оставить хоть немного. Но не смогли они пересилить сильного Перуна-Сварожича. Тогда появилась на поле собака, в обличии которой явился сам Семаргл. И взмолилась собака перед Перуном, чтоб он оставил хоть немного колосьев ей, ведь она все лето их стерегла. Попросила собака оставить ей столько, сколько она сможет в зубах унести. И убежала собака с пучком колосьев.
Настала весна – время посевов, а людям и сеять нечего. Тогда они пришли просить в долг у собаки. Та простила все зло людям, отдала колосья. Но теперь не было как раньше, на одном стебле не росли по сто колосков, рос только один. Люди жаловались, пока не поняли, что сами виноваты в такой ярости божьей. И стали они тогда почитать собачий образ Семаргла и самого бога, считая его защитником своего урожая.