Перун – в славянской мифологии бог-громовержец, которого в пантеоне поставили в качестве покровителя князя и его дружины. Последнее произошло ближе к крещению Руси, когда князья стали терять свой авторитет среди народа. Выглядит Перун как старик с золотыми или серебряными волосами, картинки славянского бога Перуна можно увидеть в сети.
Древние славяне почитали Перуна как держателя небесного огня и поклонялись ему, особенный культ он имел у воинов и земледельцев. На капище Перуна изображали из огромного ствола многовекового дуба, который не срубали, а в живом виде разукрашивали. На дубе рисовали обличие бога, а у его корней разводили священный огонь. А дуб, в который попадала молния, считался святым и освященным, так как в него метнул свой огонь сам бог-громовержец. Из такого дуба делали оружие, а также амулеты. На капище все эти предметы освящались над огнем, уложенные на щит. Жрец произносил славление Перуну, после чего воины могли положить на щит свое оружие и амулеты, которые над огнем освящались.
Процесс поклонения Перуну тесно связан с Перуновым днем – праздником у древних славян. В Перунов день устраивали крупные гуляния у капища Перуна. В этот день происходило посвящение молодых воинов, их боевое крещение. Это происходило таким образом. Жрец первым делом «умертвлял» каждого молодого воина, заставив того закрыть глаза и пасть на землю навзничь. После этого воины должны были пройти четыре испытания, и те, кто с доблестью и честью завершит их могут вернуться к жизни с помощью второго обряда жреца. Испытания состояли в прохождении по раскаленным углям босыми ногами и медленно, с закрытыми глазами прохождение от дуба и обратно, после чего воины отгадывали три загадки. Если кто-то не справлялся с загадкой, то его закапывали в яму и притрушивали сверху хворостом. Остальным воинам следовало спасти своего товарища, так как это была проверка на взаимовыручку.
После этого начинался четвертый этап посвящения в воины в Перунов день – охота на претендентов. Воины оставляли свое оружие и должны быть бежать что есть мочи к обозначенному месту. В это время большая часть населения, в том числе опытные воины, начинали на них охоту. Как только изворотливые молодые воины пересекали лес и дотрагивались к условленному месту на его опушке, они могли считать себя настоящими воинами и возвращаться ближе к капищу. Там жрец проводил свой ритуал и возвращал к жизни воинов, которые теперь могли нести это звание с честью.
В качестве жертв Перуну приносили большого деревенского быка, но если такового не имелось, мог подойти петух огненно-красного цвета. Животное закалывали, а его кровью перед испытаниями обмазывали чела воинов. После возвращения с испытаний и освящения оружия с помощью крови животного, жрец проводил освящение и земледельческих орудий труда. После этого славяне начинали свое празднество, которое включало в себя танцы и песнопения с славлением Перуну, а также поедание огромного пирога, который пекли все хозяйки деревни.