Ярило, или как его еще называли Яровит, Яромир — славянский бог весеннего солнца и жизненных сил, возрождающихся после зимы из плена Мары. Помимо своего божественного образа, Ярило имел образ в качестве ритуального персонажа, поэтому среди исследователей до сих пор ведутся нешуточные споры на тему, к какому именно классу причислить данного персонажа.
Ярило — символ весеннего плодородия и тепла, сексуальной мощи и теплых чувств. Недаром на многих изображения можно увидеть и стрелы Ярилы, которые являются его своеобразным оружием. Стрелы Ярилы часто олицетворяют солнечные лучи, которые прогревают землю после зимы и власти бога зимнего солнца Хорса. Эти лучи попадают в живых существ, растения, землю, заставляя все возрождаться и стремиться к новой жизни. Этот образ стрел нашел свое развитие и в сакральных смыслах продолжения человеческого рода. В некоторых пересказах и легендах можно найти отчетливое сравнение Ярилы с богом любви, так как своими солнечными стрелами он попадает в самые сердца людей, что является первопричиной для их продолжения рода. Также с помощью стрел Ярило способен защищаться и защищать все вокруг, в частности от Мары и зимних сил, склоняющих все живое в мертвый сон.
По своему смысловому наполнению бог Ярило более похож не на бога, а все же персонажа ритуальных действий. Он схож с Масленицей и Костромой. Еще совсем недавно в деревнях и городах создавали кукол-Ярил, которых наряжали и разукрашивали в яркие цвета. Их носили по улицам, припевая песни, а также использовали в различных ритуалах. Чучело Ярилы порой клали в гроб вместе с умершим с целью использования его как оберега на том свете. Также существует ритуал, который был трансформирован из предыдущего. В соответствии с ним чучело бога Ярилы клали в гроб с умершим, после чего давали самому старому жителю села в руки. Старик, одетый в лохмотья, должен был пройти вдоль всей деревни, а люди выходили из своих домов и пели заупокойные песни и поминальные напевы, оплакивая Ярилу. Оплакивание женщинами и печальные песнопения содержали эротические мотивы и даже шуточные намеки на неумех-мужчин. После этого чучело хоронили, закапывая в поле. Зарывая Ярилу, люди также приговаривали и прощались с теплым весенним солнцем и энергией, в числе которой и мужская сила.
Этот обряд и ритуальные действия очень схожи со сжиганием Масленицы и прощанием с весной. Ученые предполагают, что наши предки похожими способами прощались с сезонами и встречали новые, и подобные обряды существовали в большем количестве, нежели они дошли до наших дней. Так кем же все-таки являлся Ярило: богом солнца и любви или всего-навсего ритуальным персонажем, которому не поклонялись? Исследователи и филологи расходятся во мнениях, их споры ведутся до сих пор. Некоторые из них утверждают, что образ несколько раз трансформировался и из простой обрядовой куклы превратился в опоэтизированного бога солнца, чей образ был быстро романтизирован.
Ближе к нашему времени образ Ярила стал появляться в сказках и легендах, переделанных конкретными авторами. Исследователи считают, что есть все доказательства, чтобы утверждать, что Сивка-Бурка и иные огненно-рыжие кони в сказках — это образы Ярилы. Так или иначе, пока что у ученых нет никаких однозначных способов доказать ту или иную теорию.