Ритуалы гадания проводились многократно в течение года и связывались с самыми различными праздниками или событиями человеческой жизни. Сохранились многочисленные письменные источники, в которых описывается процесс гадания. Широко распространены вовсех жанрах фольклора гадательные приговоры.
Поскольку, в гаданиях обращались к представителям потусторониего мира умершим или нечистой силе, гадания всегда считались нечистым, грешным и опасным делом,
Перед началом гадания следовало временно выйти из-под покровительства охраняющих человека христианских божеств. Поэтому гадающие снимали с себя нательные кресты, развязывали все узлы на одежде, выходили из дома, не перекрестясь. К месту гадания обычно шли по непроторенным дорогам.
Для гаданий обычно выбирались места, которые считались нечистыми; нежилые помещения (баню, овин, хлев, подвал, чердак, сени), кладбища, перекрестки, Считалось, что там обитает или встречается нечистая сила. Гадали в пограничных пространствах, между своим и чужим миром (бросали различные предметы через порог или через печь).
Чаще всего гадания проводились в период зимних святок. Полагали, что в эти дни приходят с того света души умерших. Кроме того, тогда же активно проявляла себя нечистая сила.
Способы гадания были самыми разнообразными. Так, в избу приносили петуха, Каждая девушка насыпала на полу по кучке зерна. Если петух подходил к куч-ке, то считалось, что насыпавшая кучку девушка первой выйдет замуж.
Широко распространен ритуал мучения воды . На стол ставили сосуд с водой. Каждая девушка, участвующая в гадании, бросала туда какой — нибудь предмет — кольцо, сережку или просто металлическую ложку. Далее одна из девушек брала в руки мутовку и перемеши-вала все вещи на дне сосуда. Потом она поочередно доставала их. Считалось, что девушки выйдут замуж в той очередности, которая соответствовала порядку доставаемых вещей.
Нередко гадания с кольцами принимало форму своеобразной игры. Все присутствующие рассаживались вокруг стола, за который ставила тарелку или миску. Каждая из участниц кидала в нее принадлежащий ей предмет. Затем блюдо покрывали полотенцем или платком и встряхивали, перемешивая вещи. Одна из участ-ниц поочередно доставала из под платка предметы, а присутствующие сопровождали каждый предмет куплетом подблюдной песни:
Кому вынется — тому сбудется:
Тому сбудется, не минуется.
Кому поем — тому добро.
Слава! Илею!
Лилелю!
Лады, лады?
о чём пели девушки в момент вынимания предмета, должно было стать судьбой его обладательницы — пожелание добра или скорого замужества.
Ритуал вынимания предметов с целью определения будущей судьбы повторялся и в крещенские дни. Только в последнем случае в сосуд наливали освященную воду. Считалось, что она поможет точнее определить будущее.
Многие гадания были основаны на истолковании поведения домашних животных. Завязав глаза, девушка входила в хлев, где содержались овцы, и ловила одну из
них. Если она ловила белую овцу, то считалось, что жених будет блондином, черную — брюнетом.
Иногда во время гадания выпускали домашнее животное (собаку, кошку, петуха) на двор и следили, в ка-кую сторону оно пойдет. Если животное шло к двери или к воротам, то ожидали скорую свадьбу. Если животное останавливалось или садилось, то девушке предстояло весь будущий год сидеть дома.
Одновременно во время самого гадания старались защититься от нечистой силы: чертили вокруг себя круг, держали друг друга за руки.