Хозяйство и быт

Основой хозяйства славянских племен в рассматриваемый период являлось земледелие. Конкретные его формы плохо прослеживаются по археологическому материалу. Однако можно предполагать, что в северной части расселения словен ( Полесье, южная Польша) преобладало подсеч-но-огневое земледелие.136 На более открытых и старопахотных местностях восточноевропейской лесостепи и дунайских низменностей анты и словене освоили переложное земледелие. С быстрым истощением земель в результате обеих этих форм ее эксплуатации ( особенно подсеки) связаны частые перемещения словен и антов с места на место, о которых упоминает Прокопий.137 Истощение участка, эксплуатируемого по подсечно-огневой системе, происходило, по современным оценкам, спустя три-четыре года.138 В областях, прилегающих к Дунаю, анты и словене могли отчасти воспринять римскую агрикультуру и перейти к двуполью.
Из возделывавшихся зерновых культур следует назвать просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень.139 На пахотных землях была возможность выращивать волокнистые культуры. Судя по языковым материалам, к таковым относились лен и конопля.140 Славяне выращивали также хмель, виноград, занимались огородничеством и, вероятно, плодоводством.
Основным орудием пахоты было рало. У словен, судя по отсутствию материальных остатков,141 использовалось примитивное деревянное рало ( орало). Древнейшее рало представляло собой цельное тонкое дерево с корнем, который превращался в ральник. Ствол дерева становился дышлом пахотного орудия; рукояткой могла служить вколоченная палка.142 Рало использовалось в основном на старопахотных землях. Издревле применялась также деревянная мотыга ( праслав. *motyka, *kopaиь143 ). Двузубую мотыгу иногда считают прототипом сохи.144 Это орудие могло использоваться и при подсечном земледелии.
Более развитой была конструкция антского рала. Анты вслед за древними черняховцами использовали рало с железным широколопастным наральником с плечиками. По оценкам археологов, это было орудие типа позднейшего рала с полозом.145 На этом орудии ( возможно, именно оно первоначально называлось « плуг») рукоятка была дополнена полозом, сделанным из цельного дере ва.
Возможно, в антской среде зародились и некоторые другие переходные к плугу формы рала. Наряду с безотвальным, только разрезающим землю ралом с полозом к таковым можно отнести рало ( орало, плужницу, иногда именовалось « плуг») с отвалом и расширенным ральником.146 Оно еще ближе к плугу и, видимо, появилось позже, в условиях совместных анто-словен-ских миграций.
К орудиям иного типа, но возникшим в тех же условиях, относится рало с копыстью ( деревянным брусом, вставлявшимся в дышло под углом 45°), на которую насаживался треугольный наральник без плечиков ( позднейший сошник). Находки наральников без плечиков в антском ареале единичны.147 Для рала, вероятно, уже широко использовалась животная ( конская или воловья) тяга.
Борона, применявшаяся для рыхления пашни, известна всем славянским народам. При подсеке и лесном перелоге борона служила для запашки сева « под соху». Ее архаичными формами являются срубленное дерево с ветками или его верхушка с подрубленными сучьями — суковатка. Общеславянский характер носит и более совершенное боронительное орудие—деревянная борона из четырехугольной рамы, трех продольных брусков и 25 деревянных же зубьев ( продольно-
брусковая борона).148 Изучение эволюции древних боронитель-ных орудий затруднено отсутствием их материальных следов. Урожай и анты, и словене убирали железными серпами на короткой деревянной рукоятке, с округлым клинком и слегка загнутым внутрь носом.149 Наряду с ними использовались косы-горбуши с короткой деревянной рукоятью, которыми можно было косить на обе стороны. Такие косы найдены также и на антских, и на словенских поселениях. Использовались они, как полагают, в основном для сенокоса.150
Наиболее архаичные способы молотьбы — прогон скота, топтание ногами, околачивание снопов и т.п., на что указывает и этимология слова « гумно» (‘место, где скот [ топчет снопы]’). В описываемый период, очевидно, применялось и хлестанье с помощью жердей-обивалок, и обивание молотильными палками ( прототипами цепа). Появляется еще в общеславянскую эпоху и собственно цеп, в котором рукоять ( в рост молотильщика до подбородка) соединялась с билом сыромятным ремнем.151 На гумне происходило также веяние. Наиболее распространенный позднее и, несомненно, древний способ — веяние на ветру с помощью лопаты ( первоначально деревянной, у антов отмечено наличие железных лопат152 на деревянной ручке).

Вас может заинтересовать:  Cлавянский бог Прове