Обереги

Иногда приходится читать,  что  язычники  (не  только  славяне,  вообщеевропейские  язычники)  не  носили  предметов  культа,  сиречь   почитаемых,священных, оберегающих изображений,  в  виде  украшений:  такая  «мода»,  помнению  некоторых  исследователей,  возникла   только   после   официальногокрещения в качестве протеста  против  новой,  нередко  насильно  насаждаемойрелигии. Думается, с этим стоит поспорить. Во-первых, мы  уже  видели:  всё,что на современном языке называется «украшениями», имело  в  древности  ясночитаемый религиозный,  магический  смысл.  Во-вторых,  разве  для  верующегохристианина крест,  который  он  носит  на  шее,  —  будь  этот  крест  дажепрекрасным произведением ювелирного искусства —  просто  «украшение»  в  томсмысле, которое  мы  придаём  этому  слову  сегодня?  И  наконец,  убранствопокойника, опускаемого в могилу или укладываемого  на  погребальный  костёр,вовсе не обязательно  соответствовало  убранству  живого,  по  крайней  мерекаждодневному.  Мало  ли  какие  существовали  обычаи,  воспрещавшие  кластьпредметы культа в могилу? К примеру, вполне можно предположить, что  славянеопасались засыпать землёй символы Солнца,  а  скандинавы  —  свои  молоточкиТора, символы небесного грома…    Многие славянские обереги достаточно чётко  разделяются  на  мужские  иженские (кстати  заметим,  что  в  христианскую  эпоху  аналогичным  образомразличались и нательные кресты).    В женских погребениях нередко находят  обереги  в  виде  фигурок  коня.Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья,  мудростьБогов  порою  являлась  людям  через  это  животное.  Культ  коня  связан  спочитанием Солнца: в главе «Даждьбог Сварожич» рассказано о  крылатых  белыхконях, влекущих солнечную колесницу. Не случайно обереги-коньки  из  древнихпогребений  зачастую  украшены  «солнечным»  круговым  орнаментом.  Славянкиносили их у левого плеча, на цепочке, в сочетании  с  другими  оберегами,  окоторых речь будет дальше.    Коньков без большой натяжки можно назвать любимым  оберегом  смоленско-полоцких кривичей. В других славянских племенах, даже  у  тех  же  кривичей,живших около Пскова, они почти не встречаются.  Учёные  объясняют  это  тем,что в районе современного Смоленска до прихода славян жили балтские  племенаи славяне, смешавшись с ними, вобрали многое из их культуры и  верований.  Втом  числе  и  особую  приверженность  культу  коня.  Талисманы   смоленскихкривичей совсем не случайно [pic][pic]перекликаются с теми,  что  найдены  вдревностях балтского племени латгалов.    Коньки часто соседствуют с оберегами, изображающими водоплавающих  птиц— лебедей, гусей, уток. Наибольшее количество их найдено в тех  местах,  гдеславяне  соприкасались  и  смешивались  с   финно-угорскими   племенами.   Вчастности, это относится к областям современных Санкт-Петербурга,  Новгородаи Костромы. Нам приходилось уже не раз отмечать,  что  для  финно-угров  этиптицы священны, на них не охотились. Однако место им нашлось и в  верованияхславян: ведь именно  утки,  лебеди,  гуси  перевозили  колесницу  Даждьбога-Солнца через Океан-море на его пути в Нижний Мир и  назад.  Такие  верованияобъясняют, почему из рук славянских мастеров выходили своеобразные  обереги,сочетавшие  тело  водоплавающей  птицы  с  конской  головкой.  Наши  пращурыверили, что славный Бог Солнца непременно поспешит им на помощь —  и  ночью,и днём.    Другими женскими оберегами были  маленькие  копии  предметов  домашнегообихода — ковшички, ложечки, гребешки,  ключи.  Символика  их  понятна:  онидолжны были привлекать и удерживать в избе богатство,  сытость,  довольство.Кому  же  было  о  том  позаботиться,  как  не  домовитой  хозяйке?  Вот   ипривешивали их женщины на левое или правое плечо, реже — на пояс,  как  былопринято  у  их  финских  соседок.  А  когда  умирала  девочка,  не  успевшаяповзрослеть, выйти замуж и обзавестись хозяйством, — подобные обереги  моглидать ей «с собой», но  не  прикрепляя  на  одежду,  а  отдельно,  в  кожаномкошелёчке…    [pic]Обереги-топорики носили  и  женщины,  и  мужчины.  Только  женщиныприкрепляли  их  опять-таки  у  плеча,  а  мужчины  —  у  пояса.  Топор  былизлюбленным символом присутствия Перуна (подробнее о нём см. в главе  «ПерунСварожич»), Перуна — Бога-воина, подателя тёплых гроз, покровителя урожая  —было за что чтить и женщинам, и  мужчинам.  А  вот  обереги,  представляющиесобой миниатюрные изображения оружия — мечей, ножей,  ножен,  —  были  чистомужской принадлежностью.    «Солнечная» символика хорошо  прослеживается  и  в  круглых  привесках-оберегах, также входивших  в  женский  убор.  Делали  их,  как  правило,  избиллона или бронзы, реже — из высокопробного серебра. Иногда они  украшалисьизображением креста, и теперь трудно сказать, что имел  в  виду  мастер  XIIвека — то ли новый христианский, то ли свой древний Солнечный Крест.    Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в  основном  жёлтыесплавы, то на привески-«лунницы» чаще шли белые, в  цвет  лунного  света,  —серебро или серебро с оловом, а бронза — лишь изредка. Оно и  понятно,  ведьв   лунницах,   как   пишут   учёные,   отразился   древний   культ    Луны,распространённый не только у славян, но и у других древних народов Европы  иАзии. В славянских погребениях  лунницы  появляются  с  X  века.  Обычно  ихносили по нескольку штук в  составе  ожерелья,  а  то  вдевали  в  уши,  каксерьги. Богатые, знатные женщины носили лунницы из чистого серебра;  нередкоони отмечены тончайшей ювелирной работой, их  украшает  мельчайшая  зернь  ифилигрань. Не случайно их находят в  окрестностях  крупных  городов  ДревнейРуси, которые вырастали вдоль торговых путей.    В  лунницах,  что  охотно  носило  большинство  женщин,  и  металл  былподешевле, и работа попроще. Если ремесленнику удавалось заполучить  в  рукидорогую зернёную лунницу,  на  которой  каждый  микроскопический  шарик  былприпаян вручную (невероятно кропотливая и дорогая  работа!),  —  деревенскийювелир, не мудрствуя лукаво, снимал с ценного изделия восковой слепок и  ужепо нему отливал украшение  из  сплава,  что  был  под  рукой.  А  то  простооттискивал лунницу в глине, вливал жидкий металл —  и  получалась  «массоваяпродукция» довольно  грубой  работы,  впрочем,  как  видно,  удовлетворявшаяодносельчан. Но если такому мастеру не чужд был художественный вкус, он  самделал восковую модель,  и  тогда  на  луннице  порой  возникал  растительныйорнамент  —  изящный,  тонкий  и  вполне  «функциональный»,  ведь  первейшеймифологической «обязанностью» Луны было следить за ростом растений.  Кстати,современные исследования  показали,  что  и  в  данном  случае  языком  мифазаписано меткое наблюдение: оказывается,  концентрация  полезных  веществ  в«вершках» и «корешках» наших огородных овощей  прямо  зависит  от  новолунияили полнолуния.