Иногда приходится читать, что язычники (не только славяне, вообщеевропейские язычники) не носили предметов культа, сиречь почитаемых,священных, оберегающих изображений, в виде украшений: такая «мода», помнению некоторых исследователей, возникла только после официальногокрещения в качестве протеста против новой, нередко насильно насаждаемойрелигии. Думается, с этим стоит поспорить. Во-первых, мы уже видели: всё,что на современном языке называется «украшениями», имело в древности ясночитаемый религиозный, магический смысл. Во-вторых, разве для верующегохристианина крест, который он носит на шее, — будь этот крест дажепрекрасным произведением ювелирного искусства — просто «украшение» в томсмысле, которое мы придаём этому слову сегодня? И наконец, убранствопокойника, опускаемого в могилу или укладываемого на погребальный костёр,вовсе не обязательно соответствовало убранству живого, по крайней мерекаждодневному. Мало ли какие существовали обычаи, воспрещавшие кластьпредметы культа в могилу? К примеру, вполне можно предположить, что славянеопасались засыпать землёй символы Солнца, а скандинавы — свои молоточкиТора, символы небесного грома… Многие славянские обереги достаточно чётко разделяются на мужские иженские (кстати заметим, что в христианскую эпоху аналогичным образомразличались и нательные кресты). В женских погребениях нередко находят обереги в виде фигурок коня.Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья, мудростьБогов порою являлась людям через это животное. Культ коня связан спочитанием Солнца: в главе «Даждьбог Сварожич» рассказано о крылатых белыхконях, влекущих солнечную колесницу. Не случайно обереги-коньки из древнихпогребений зачастую украшены «солнечным» круговым орнаментом. Славянкиносили их у левого плеча, на цепочке, в сочетании с другими оберегами, окоторых речь будет дальше. Коньков без большой натяжки можно назвать любимым оберегом смоленско-полоцких кривичей. В других славянских племенах, даже у тех же кривичей,живших около Пскова, они почти не встречаются. Учёные объясняют это тем,что в районе современного Смоленска до прихода славян жили балтские племенаи славяне, смешавшись с ними, вобрали многое из их культуры и верований. Втом числе и особую приверженность культу коня. Талисманы смоленскихкривичей совсем не случайно [pic][pic]перекликаются с теми, что найдены вдревностях балтского племени латгалов. Коньки часто соседствуют с оберегами, изображающими водоплавающих птиц— лебедей, гусей, уток. Наибольшее количество их найдено в тех местах, гдеславяне соприкасались и смешивались с финно-угорскими племенами. Вчастности, это относится к областям современных Санкт-Петербурга, Новгородаи Костромы. Нам приходилось уже не раз отмечать, что для финно-угров этиптицы священны, на них не охотились. Однако место им нашлось и в верованияхславян: ведь именно утки, лебеди, гуси перевозили колесницу Даждьбога-Солнца через Океан-море на его пути в Нижний Мир и назад. Такие верованияобъясняют, почему из рук славянских мастеров выходили своеобразные обереги,сочетавшие тело водоплавающей птицы с конской головкой. Наши пращурыверили, что славный Бог Солнца непременно поспешит им на помощь — и ночью,и днём. Другими женскими оберегами были маленькие копии предметов домашнегообихода — ковшички, ложечки, гребешки, ключи. Символика их понятна: онидолжны были привлекать и удерживать в избе богатство, сытость, довольство.Кому же было о том позаботиться, как не домовитой хозяйке? Вот ипривешивали их женщины на левое или правое плечо, реже — на пояс, как былопринято у их финских соседок. А когда умирала девочка, не успевшаяповзрослеть, выйти замуж и обзавестись хозяйством, — подобные обереги моглидать ей «с собой», но не прикрепляя на одежду, а отдельно, в кожаномкошелёчке… [pic]Обереги-топорики носили и женщины, и мужчины. Только женщиныприкрепляли их опять-таки у плеча, а мужчины — у пояса. Топор былизлюбленным символом присутствия Перуна (подробнее о нём см. в главе «ПерунСварожич»), Перуна — Бога-воина, подателя тёплых гроз, покровителя урожая —было за что чтить и женщинам, и мужчинам. А вот обереги, представляющиесобой миниатюрные изображения оружия — мечей, ножей, ножен, — были чистомужской принадлежностью. «Солнечная» символика хорошо прослеживается и в круглых привесках-оберегах, также входивших в женский убор. Делали их, как правило, избиллона или бронзы, реже — из высокопробного серебра. Иногда они украшалисьизображением креста, и теперь трудно сказать, что имел в виду мастер XIIвека — то ли новый христианский, то ли свой древний Солнечный Крест. Если для «солнечных» круглых привесок употреблялись в основном жёлтыесплавы, то на привески-«лунницы» чаще шли белые, в цвет лунного света, —серебро или серебро с оловом, а бронза — лишь изредка. Оно и понятно, ведьв лунницах, как пишут учёные, отразился древний культ Луны,распространённый не только у славян, но и у других древних народов Европы иАзии. В славянских погребениях лунницы появляются с X века. Обычно ихносили по нескольку штук в составе ожерелья, а то вдевали в уши, каксерьги. Богатые, знатные женщины носили лунницы из чистого серебра; нередкоони отмечены тончайшей ювелирной работой, их украшает мельчайшая зернь ифилигрань. Не случайно их находят в окрестностях крупных городов ДревнейРуси, которые вырастали вдоль торговых путей. В лунницах, что охотно носило большинство женщин, и металл былподешевле, и работа попроще. Если ремесленнику удавалось заполучить в рукидорогую зернёную лунницу, на которой каждый микроскопический шарик былприпаян вручную (невероятно кропотливая и дорогая работа!), — деревенскийювелир, не мудрствуя лукаво, снимал с ценного изделия восковой слепок и ужепо нему отливал украшение из сплава, что был под рукой. А то простооттискивал лунницу в глине, вливал жидкий металл — и получалась «массоваяпродукция» довольно грубой работы, впрочем, как видно, удовлетворявшаяодносельчан. Но если такому мастеру не чужд был художественный вкус, он самделал восковую модель, и тогда на луннице порой возникал растительныйорнамент — изящный, тонкий и вполне «функциональный», ведь первейшеймифологической «обязанностью» Луны было следить за ростом растений. Кстати,современные исследования показали, что и в данном случае языком мифазаписано меткое наблюдение: оказывается, концентрация полезных веществ в«вершках» и «корешках» наших огородных овощей прямо зависит от новолунияили полнолуния.