Другие украшения, изначально призванные магически охранять человеческуюруку, — кольца, перстни — появляются в могилах древних славян с IX века ишироко встречаются начиная со следующего, X века. Некоторые археологиполагали, что они получили распространение у славян только после введенияхристианства, ведь кольца играют важную роль в церковном обряде. Однакодругими учёными были раскопаны славянские захоронения VII века (в Тран-сильвании), и там оказались бронзовые перстни — не привезенные из далёкойстраны, а местные, притом позволяющие даже говорить о «славянском типе»перстней. Кольцо держит в руке и одно из Божеств Збручского языческогоидола: исследователи узнали о нём изображение Лады — славянской Богинивсеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до семейногокруга (см. главу «Род и Рожаницы»). И на более поздних перстнях упорнопросматриваются священные символы язычества, например знаки Земли. Словом,языческая символика кольца-перстня была никак не бедней христианской. Аможет, именно поэтому язычники избегали надевать перстни на покойных,опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться в загробное странствие(см. главу «Пояс»)? Если так, то следует предположить, что после принятияхристианства в конце X века, когда умерших, особенно [pic][pic] знатных, всё чаще начали хоронить по христианскому обряду, кольца сталикласть рядом с телом, а после — оставлять на руке… В одном женском погребении нашли целых тридцать три перстня вдеревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны шнурком, уложеныв горшочек, в туесок, в кожаный или вязаный кошелёк, просто на кусочекберёсты. Вероятно, здесь сказывались обычаи финских племён — соседейдревних славян, и не просто соседей: некоторым из этих племён предстояловлиться в нарождавшийся древнерусский народ. Там, где такое соседство-родство становилось наиболее тесным, в славянских могилах встречены вполнефинские типы перстней. Например, к юго-западу от современного Санкт-Петербурга и в среднем течении Волги носили так называемые «усатые»перстни, а во Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни — снабжённыеметаллическими подвесками, способными звенеть одна о другую. Иногда этиподвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» — утки и прочиеводоплавающие птицы были священны для финно-угорских племён, согласно ихверованиям, они участвовали в сотворении мира. Не менее интересным «финским заимствованием» был своеобразный способношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли перстни,надетые… на палец ноги. Древнеславянские перстни, как и браслеты, не имеют чётко выраженной«племенной принадлежности». Одни и те же разновидности находят на оченьбольших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к XII—XIIIвекам, когда производство их становится поистине массовым. Очень своеобразные и красивые «решётчатые» перстни вятичей были, по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских финно-угорских племен.Вятичи вообще очень долго сохраняли свой колорит, не торопясь растворятьсяв крепнувшем древнерусском государстве. Мастера, жившие в разных концахтерритории вятичей, наносили один и тот же узор и на височные кольца, и наперстни с разомкнутыми концами и широкими серединками — их отливали в видепластинок и лишь потом сгибали в кольцо. Фон рельефного узора при этоминогда заполняли эмалью. У вятичей такие перстни носили не только знатныелюди, но и простой народ, живший по лесным деревням. Да и делали их как вгороде, так и в сельских мастерских. А вот на землях между Псковом и современным Санкт-Петербургом, гдекривичи и словене смешивались с финно-угорскими племенами — ижорой и водью,— бытовали перстни с выпуклыми рубчиками на длинном щитке. Встречаютсяздесь и витые незамкнутые перстни, литые-с имитацией витья, а также спечаткой, причём вполне «современного» вида. На печатках древнеславянскихперстней можно встретить самые разные священные, оберегающие знаки, в томчисле и свастику — катящееся солнечное колесо (подробнее см. в главе«Даждьбог Сварожич»). С развитием ювелирного дела наши предки стали украшать свои перстни нетолько рельефным узором и эмалью, но и чернью, зернью, сканью… Способ ношения кольца, по крайней мере у женщин, по-видимому, зависелот возраста, вернее — от возрастной группы. Судя по некоторым данным(Черниговская область), несовершеннолетние девочки. могли носитьпростенькое колечко на левой руке. Такое найдено в могиле девочки двух—двухс половиной лет. Девушка-невеста, молодая женщина надевали богатый перстеньуже на правую руку. А пожилая женщина, переходя в возрастную группу«старух», вместе с безрогой кикой — символом окончания детородного возраста— отдавала нарядный перстень дочери или внучке, а сама вновь брала простоекольцо и надевала на палец левой руки… Сказанное выше относилось к металлическим перстням. Между темсуществовали и сделанные из иных материалов, например из стекла, как ибраслеты. Только они встречаются археологам гораздо реже. Слово «перстень» для нас теперь обозначает украшение для пальца,увенчанное какой-либо вставкой, обычно камешком, драгоценным илиполудрагоценным. То, что изготавливали и носили наши далёкие предки, мы,вероятней всего, назвали бы просто «кольцами» : в современном языке этослово означает скорее украшение чисто металлическое (или из другогоматериала, но тоже без вставки). Однако учёные пишут, что древнерусскийязык такого противопоставления не знал. Украшение, надеваемое на палец-«перст», именовалось «перстнем». Слово «кольцо», судя по всему, в этомзначении стало употребляться позже. Что же касается перстней с драгоценными вставками, нашим предкам онитоже были не в диковину. Другое дело, что найденные археологами относятсясплошь к привозным. Месторождения цветных камней — кроме разве что янтаря,встречавшегося и на Днепре, — были далеки от тогдашних славянских земель.Перстни со вставками назывались у древних славян «жуковиньями». Может быть,блестящие выпуклые камешки чем-то напоминали им переливчатые спинки жуков.А может быть, случалось нашим пращурам изумляться перстням с изображениемскарабея — священного жука египтян…