Перстни

Другие украшения, изначально призванные магически охранять человеческуюруку, — кольца, перстни — появляются в могилах древних славян с  IX  века  ишироко встречаются  начиная  со  следующего,  X  века.  Некоторые  археологиполагали, что они получили распространение у славян  только  после  введенияхристианства, ведь кольца играют важную  роль  в  церковном  обряде.  Однакодругими учёными были раскопаны славянские  захоронения  VII  века  (в  Тран-сильвании), и там оказались бронзовые перстни — не  привезенные  из  далёкойстраны, а местные, притом позволяющие  даже  говорить  о  «славянском  типе»перстней. Кольцо держит в руке  и  одно  из  Божеств  Збручского  языческогоидола: исследователи узнали о  нём  изображение  Лады  —  славянской  Богинивсеобщего порядка вещей, от космического круговорота созвездий до  семейногокруга (см. главу «Род и Рожаницы»).  И  на  более  поздних  перстнях  упорнопросматриваются священные символы язычества, например знаки  Земли.  Словом,языческая символика кольца-перстня была  никак  не  бедней  христианской.  Аможет, именно  поэтому  язычники  избегали  надевать  перстни  на  покойных,опасаясь помешать душе покинуть тело и отправиться  в  загробное  странствие(см. главу «Пояс»)? Если так, то следует предположить,  что  после  принятияхристианства в конце X века, когда умерших, особенно [pic][pic] знатных, всё чаще начали хоронить  по  христианскому  обряду,  кольца  сталикласть рядом с телом, а после — оставлять на руке…    В  одном  женском  погребении  нашли  целых  тридцать  три  перстня   вдеревянном ларце. В других могилах перстни бывают связаны  шнурком,  уложеныв горшочек, в туесок, в кожаный  или  вязаный  кошелёк,  просто  на  кусочекберёсты.  Вероятно,  здесь  сказывались  обычаи  финских  племён  —  соседейдревних славян, и не просто соседей: некоторым  из  этих  племён  предстояловлиться в нарождавшийся  древнерусский  народ.  Там,  где  такое  соседство-родство становилось наиболее тесным, в славянских могилах  встречены  вполнефинские  типы  перстней.  Например,  к  юго-западу  от  современного  Санкт-Петербурга  и  в  среднем  течении  Волги  носили  так  называемые  «усатые»перстни, а во Владимирских курганах найдены «шумящие» перстни  —  снабжённыеметаллическими подвесками, способными звенеть  одна  о  другую.  Иногда  этиподвески имеют весьма характерные очертания «утиных лапок» — утки  и  прочиеводоплавающие птицы были священны для  финно-угорских  племён,  согласно  ихверованиям, они участвовали в сотворении мира.    Не менее интересным «финским заимствованием»  был  своеобразный  способношения перстней. В Московской области в нескольких курганах нашли  перстни,надетые… на палец ноги.    Древнеславянские перстни, как и браслеты,  не  имеют  чётко  выраженной«племенной принадлежности». Одни и те  же  разновидности  находят  на  оченьбольших территориях. Местные типы перстней появляются в основном к  XII—XIIIвекам, когда производство их становится поистине массовым.    Очень своеобразные и красивые «решётчатые» перстни  вятичей  были,  по-видимому, навеяны искусством мордовских и муромских  финно-угорских  племен.Вятичи вообще очень долго сохраняли свой колорит, не  торопясь  растворятьсяв крепнувшем древнерусском государстве.  Мастера,  жившие  в  разных  концахтерритории вятичей, наносили один и тот же узор и на височные кольца,  и  наперстни с разомкнутыми концами и широкими серединками — их отливали  в  видепластинок и лишь потом сгибали в  кольцо.  Фон  рельефного  узора  при  этоминогда заполняли эмалью. У вятичей такие перстни носили  не  только  знатныелюди, но и простой народ, живший по лесным деревням. Да и делали  их  как  вгороде, так и в сельских мастерских.    А вот на землях между  Псковом  и  современным  Санкт-Петербургом,  гдекривичи и словене смешивались с финно-угорскими племенами — ижорой и  водью,— бытовали перстни с  выпуклыми  рубчиками  на  длинном  щитке.  Встречаютсяздесь и витые незамкнутые  перстни,  литые-с  имитацией  витья,  а  также  спечаткой, причём вполне «современного» вида.  На  печатках  древнеславянскихперстней можно встретить самые разные священные, оберегающие  знаки,  в  томчисле и свастику  —  катящееся  солнечное  колесо  (подробнее  см.  в  главе«Даждьбог Сварожич»).    С развитием ювелирного дела наши предки стали украшать свои перстни  нетолько рельефным узором и эмалью, но и чернью, зернью, сканью…    Способ ношения кольца, по крайней мере у женщин,  по-видимому,  зависелот возраста, вернее  —  от  возрастной  группы.  Судя  по  некоторым  данным(Черниговская   область),   несовершеннолетние   девочки.    могли    носитьпростенькое колечко на левой руке. Такое найдено в могиле девочки  двух—двухс половиной лет. Девушка-невеста, молодая женщина надевали богатый  перстеньуже на  правую  руку.  А  пожилая  женщина,  переходя  в  возрастную  группу«старух», вместе с безрогой кикой — символом окончания детородного  возраста— отдавала нарядный перстень дочери или внучке, а сама вновь  брала  простоекольцо и надевала на палец левой руки…    Сказанное  выше  относилось  к  металлическим   перстням.   Между   темсуществовали и сделанные из иных  материалов,  например  из  стекла,  как  ибраслеты. Только они встречаются археологам гораздо реже.    Слово «перстень»  для  нас  теперь  обозначает  украшение  для  пальца,увенчанное   какой-либо   вставкой,   обычно   камешком,   драгоценным   илиполудрагоценным. То, что изготавливали и носили  наши  далёкие  предки,  мы,вероятней всего, назвали бы просто «кольцами»  :  в  современном  языке  этослово  означает  скорее  украшение  чисто  металлическое  (или  из   другогоматериала, но тоже без вставки).  Однако  учёные  пишут,  что  древнерусскийязык такого противопоставления не  знал.  Украшение,  надеваемое  на  палец-«перст», именовалось «перстнем». Слово  «кольцо»,  судя  по  всему,  в  этомзначении стало употребляться позже.    Что же касается перстней с драгоценными вставками,  нашим  предкам  онитоже были не в диковину. Другое дело, что  найденные  археологами  относятсясплошь к привозным. Месторождения цветных камней — кроме разве  что  янтаря,встречавшегося и на Днепре, — были далеки от  тогдашних  славянских  земель.Перстни со вставками назывались у древних славян «жуковиньями». Может  быть,блестящие выпуклые камешки чем-то напоминали им переливчатые  спинки  жуков.А может быть, случалось нашим пращурам изумляться  перстням  с  изображениемскарабея — священного жука египтян…