Узнал о рождении Коляды Черный бог. Он очень огорчился, ибо ему были предсказаны большие неприятности от сына Дажьбога. Он сделал так, что Дажьбог потерял магическое кольцо и лишился сил.
И Черный бог остудил сердце Дажьбога, заточил его во льдах. А Майя вновь ушла в Навь, как и было предначертано, ибо она вернулась из царства смерти лишь для того, чтобы родить бога Коляду. Потому она отправила Коляду в корзине по водам Смородины в Ирий к богу Хорсу и Заре-Заренице.
Хорс поднялся рано-ранешенько и пошел ко речке Смородине, дабы омыться чистой водою и помолиться Всевышнему. И нашел Хорс у берега корзину, сиявшую небесным светом. Не было в той корзине ни золота, ни серебра, а был в ней златовласый ребенок.
И вот радость на небе и на земле. В Ирин бог Крышень- Коляда. В Ирии его вновь нашли волхвы-колежане. Они пришли ведомые путеводной Звездой. Ворота в Ирий Звездой. Ворота в Ирий колежанам открыл Небесный Олень. И они вошли, славя Коляду, Хорса, Зарю, Майю и Дажьбога.
Потому и ныне во время празднования Коляды колядовщики, подобно волхвам, следовавшим за Звездою, ходят по дворам и ищут Коляду, а найдя его, поют:
Мы ходили, мы искали Коляду святого
На небе и на земле..
А нашли его в светлом Ирии!
Как во первом тереме — Красно Солнышко,
Во втором тереме — часты звездочки,
В третьем тереме — ясная Заря
«Книга Коляды», X 6
Колежане увидели, что младенец Коляда на руках у Зари-Зареницы. Рядом на серебряной скамеечке — Хорс. У Хорса — золотая борода и усы. У Зари-Зареницы — кудри русые, рассыпающиеся серебром по ее плечам.
Хорс и Заря усадили колежан за стол. На богато убранном столе колежане увидели три кубка — первый с медом Сурьей, второй — с пивом Хомой, а третий с Абритой. Сурью пил из кубка Хорс, Хому — Заря-Зареница, а Абриту — Коляда.
В тереме у Хорса было три окна. В одно вошло Красно Солнце, во второе — светлый Месяц, а в третье частый Дождик.
Стали гости спорить — кто из них важнее. Солнце сказало, что оно всех выше, так как оно освещает горы, долины и моря. Месяц сказал, что он — важнее, так как светит ночью, когда ничего не видно. А Дождь сказал, что он — важнее, ибо он окропляет жито и пашни, и потому растет хлеб, и огнищане варят пиво.
— Нет, над всеми вами — Великий Бог! Коляда — сын Выш- ня-Дажьбога! — возразили колежание. — Скажет Солнцу: «Свети!» Светит Солнце. Скажет Месяцу — тот сияет. Скажет Дождику: «Дождь, смочи Землю-Мать, чтоб родилась рожь и пшеница!» И пойдет с небес благодатный дождь! Будь прославлен Бог Коляда!
А в это время в Темном Царстве лютовал Чернобог Кащей. Он собрал всех демонов-дасуней, чтобы обдумать — как погубить им молодого бога Коляду. И тогда Кащей сказал старухе Путане:
— Обернись молодою девой, лети в Ирий и изведи молодого Коляду! Его кости пусть станут прахом, пусть развеет их черный ветер!
Ведьма Путана разлютовалась, она слила вино в золотую чашу и подмешала в вино отраву. Прилетела в Ирий и встала с чашей на трапезе.
— Я пришла, принесла вина молодому сыну Дажьбога! Пусть он выпьет вино из чаши.
— Коляда, наш бог, молоденек! — ответили ей колежане. — Пить вино ему рановато. Грудь в вино обмакни, Путана. Дойка грудь молодому богу!
Путана обмакнула грудь в вино, взяла на руки Коляду, и поднесла ему грудь с отравой. Коляда приложился к груди Путаны, высосал все молоко, и вместе с ядом — жизнь Путаны. Путана тут обернулась старухой и упала, раскинув ноги и раскрыв клыкастую пасть. И все ужаснулись, увидя страшное тело ведьмы.
Ее зубы — черные камни,
ее ноздри — в скалах пещеры,
ее груди — холмы, а волосья — кусты,
ее бедра — два горных кряжа,
ее руки — мосты над бездной,
а живот — иссохшее море
Тут Заря подхватила Коляду, а Хорс низверг Путану на землю. И содрогнулось царство Кащея.
Тогда Кащей послал в Ирий демона Босоркуна, обратившегося в Черного Аиста. Был тот Аист огромен, своими крыльями он закрыл весь свет. Налетел Аист на Коляду и проглотил его. Но почувствовав жженье в глотке, он выплюнул Коляду и попробовал заклевать. Но Коляда схватил Аиста за клюв и разорвал, так легко будто ребенок рвет травинку.
Узнав о гибели Аиста, еще больше разлютовался Кащей. Он послал в Ирий Дракона Халу. Прилетел Хала и разинул пасть.
По земле он влачил одною губой,
обликов касался второю.
Его челюсти — словно ущелья,
зубы — будто вершины гор,
«Книга Коляды», X 6
Дракон сразу проглотил всех гостей-колежан и Коляду. Как Коляда оказался в драконьей пасти — сразу стал расти. Он поднялся выше гор и облаков. Стал душить Дракона, и в конце — концов разорвал его на части.
Предание о родных и приемных родителях Коляды (вначале Дажьбог и Златогорка — потом Хорс и Заря) повторяет сюжет сказания о Кришне (и его спасают у приемных родителей). Славянские предания о Крышпе — Коляде во многом совпадают с индийскими ведическими преданиями о Кришне-Калкине. Сравни текст из «Веды славян» о Море-Юде и Коляде и предание о Путане (в русском языке имя сей ведьмы стало прозванием распутниц) и Кришне из 10-й песни «Шримад-Бхагаватам».
Стоела ми Мора Юда,
Я си е никой не виде,
Та си зела златна чеше,
Си пала си руйну вину,
Руйну вину тригодишну,
Фафъ вину-ту тровна билька
Тровна билька больинчева,
Подале си златна чаше (…)
Ох. Си, мале, загинах си!
Люта ма отрава на серцу-ту (…)
Юттовори Мора Юда
Мора Юда Самовила:
Та посече малки деца!
(…)Спуснали се облаци-те,
Облаци — те и магли — те,
Та си пещере закрыли. (… )
Бог да бие Мора Юда…
Чула ми Злата Майка…
Та са варна фъ пещере — та,
На Бога си дума и говори:
Хаде, Боже, мили сину…
Закара си Златна Книга,
Та си учи млади юнаци
Млади юнаци, малка моми! Встала, вила Мора-Юда,
как — никто ее не видел,
и взяла ту злату чашу,
ту, где красное вино,
трехгодичное вино,
а в вине том травы были,
были ядовиты травы
Подает она ту чашу (…)
да погибнет пусть малец
от отравы лютой сердцу! (…)
Говорила Мора Юда
Мора-Юда Самовила:
«Рассеку дитя малое! …
Но спустились облака тут,
с неба о блака и мгла,
и пещеру ту укрыли. (… )
Бог же бьет ту Мору Юду…
Стала думать Злата Майка
да во той святой пещере,
говорила младу Богу:
Боже, Сын мой, Ты иди,
и возьми ту Злату Книгу,
и учи младых юнаков,
юношей и красных девиц!
Оригинал и перевод из «Веды славян» Ш 12 420-523
Путана без позволения вошла в Гокулу… Обернувшись красивой женщиной, она переступила порог дома…. Положив младенца себе на колени, Путана положила Ему в рот сосок своей груди, помазанный страш — ным ядом. Она надеялась, что как только Он возьмет в рот ее грудь, Он умрет. Однако маленький Кришна, быстро и зло схватив сосок, выпил отравленное молоко вместе с жизненным воздухом ведьмы. «Источник вечного наслаждения» Свами Прабхупады